О лекциях для имамов, имамах в черкесках и о многом другом...
Так получилось, что в блоге давно не писала: была по делам в Майкопе, и за это время произошло одно, другое, третье…В общем, обо всем по порядку.
Во-первых, по приглашению имама Соборной мечети Майкопа Азамата Хуштова я читала лекцию для имамов Адыгеи в рамках курсов повышения квалификации имамов. Во-вторых, в Майкопе уже в пятый раз был проведен Тотальный диктант и, как всегда, очень успешно. Куратор Тотального диктанта в Майкопе моя сестра кандидат филологических наук Индира Нефляшева, и я, конечно, всегда ее поддерживаю и переживаю за очередной тотальный в Майкопе. О том, что было особенного и интересного в этом году, какой нюанс привнесли прекрасные диктаторы, расскажу в одном из постов. В-третьих, на своей странице в фейсбуке я провела опрос о том, что люди думают об обычае избегания между зятем и тещей. Обычай существует не у всех народов Кавказа, но только у адыгов и ингушей, да и у восточных адыгов, пожалуй, уже сходит на нет. Получилось очень интересное обсуждение, и скоро я расскажу об этом в очередном посте.
Начну с лекции в Соборной мечети. Меня пригласил Азамат Хуштов, выпускник шариатского факультета Иорданского университета, один из организаторов курсов повышения квалификации имамов Адыгеи.
Молодое поколение имамов, к которым принадлежит Азамат, вскоре, конечно, изменит исламский контекст в Адыгее в целом. Большинство из них закончило вузы за границей, и они ясно осознают, что за время учебы в странах, где религия не отделена от государства, а является частью политики и повседневной жизни, они несколько оторвались от внутрироссийского контекста, и хотят искреннее понять, как изучают ислам в России, о чем пишут академические ученые-исламоведы и какими должны быть современные хутбы. В общем, они придают знанию то значение базовой ценности, которое было прописано в проповедях Пророка Мухаммада и затем в хадисах.
Неслучайно в ДУМ РА и КК стала активно пополняться библиотека, куда стекаются публикации по истории ислама не только из республик Кавказа, но и исламоведческая классика и лучшие кавказоведческие работы. И в лекции, которые читаются имамам на курсах повышения квалификации, все больше вводится, говоря языком современного канцелярита, «регионального компонента», а именно информации о том, как, когда и при каких обстоятельствах ислам стал проникать на территорию Черкесии, в каких формах выражалось его влияние, как он взаимодействовал с Хабзе, как стал инструментом идеологической мобилизации в период Кавказской войны и многое другое. И самое главное – что об этом пишут профессиональные ученые-кавказоведы, на какие источники опираются и в каких архивах работают.
В Соборной мечети я читала лекцию не первый раз. Осенью прошлого года была открытая лекция для всех желающих, это был общий обзор по истории ислама в Адыгее с уникальными фотографиями из архивов Адыгеи, Краснодара, Москвы. Мне кажется, разговор получился интересный, было много вопросов – о времени первых исламских проповедей, о численности мечетей в Адыгее, о людях, которые несли землякам знания и первые алфавиты на основе арабской азбуки, о том, какое место занял ислам в социальной и культурной жизни черкесов…Ответы на эти вопросы, когда мы пытаемся сформулировать базовые ценности своей идентичности, определить векторы ее развития в новую эпоху, имеют большое значение. И часто само обсуждение говорит о большем, чем итог таких дискуссий. Для меня было очень символичным, что один из имамов - Мурат Хуштов - был в традиционном мужском адыгском костюме. Он носит его как повседневную одежду, вызывая восторги и одобрение окружающих. Для меня имам в традиционной черкеске и есть символ нового поколения. Потому что черкеска, как известно, это не про комфорт и про удобство, это – символ и знак, это мировоззрение и мироощущение, это абсолютное соответствие мужскому духу и его демонстрация.
Фотосессия на память с имамом Муратом Хуштовым на фоне Соборной мечети Майкопа.
И после лекции было еще много вопросов, а похвала со стороны очень известных и уважаемых в Адыгее имамов-хатыбов дала мне стимул для новых архивных поисков. Я обратила внимание молодых имамов, особенно тех, кто получил образование за границей и знает арабский язык, на то, что целый пласт адыгской историографии на арабском языке не только не только не введен в научный оборот, но и не известен и не осмыслен. Во всяком случае, знаменитое исследование Нуха аль-Мартуки (Меретукова), выпускника университета Аль-Азхар, известного эфенли 1920-х гг, которого незаслуженно стигматизировали как реакционера, опубликованное в Казани в 1913 г., являющееся первым арабоязычным сочинением черкеса по истории Черкесии, давно ждет перевода, научного комментария и издания.
На этот раз на курсах повышения квалификации тема лекции была другой – мы говорили о том, как организовать круглый стол и вообще любую дискуссионную площадку, как выбирать тему для обсуждения, какие вопросы формулировать, как писать пресс-релиз и т.д. И, конечно, не обошлось без обсуждения вопросов делового этикета – делового письма и делового звонка.
Кстати, я вспомнила, что более чем 100 лет назад, в 1914 г., Черкесское благотворительное общество уже организовывало подобные курсы. Тогда известный просветитель и большой умница Сефербий Сиюхов предложил организовать летом черкесские учительские курсы за счет Черкесского благотворительного общества. Сиюхов писал, что у черкесов не развито просвещение в аулах, отсутствует преподавание родного языка; нет подготовленных учителей; нет учебников и учебных пособий, составленных с учетом и использованием культурно-исторических материалов адыгов. На курсах для мусульман преподавали: Шариат, историю ветхого Завета, историю Ислама, черкесский язык.
Не правда ли, проблемы остаются актуальными, хотя и в другом контексте?