Экзогамия, левират и принцип старшинства. Какие условия соблюдали женихи и невесты на Северном Кавказе?
Лето и осень – пора свадеб. Для народов Северного Кавказа создание семьи считалось долгом и обязанностью. Женитьбу сына или выход дочери замуж рассматривают как событие огромной важности, придавая большое значение не только личным качествам невесты (жениха), но и качествам рода, к которому она (он) принадлежит. «Вместе с хорошей невестой ищи хороших свойственников», – говорят адыги.
Однако прежде, чем молодой человек начинал присматриваться к понравившейся девушке, а та, в свою очередь, решала – принимать или отвергать его ухаживания, они неизбежно должны были считаться с брачными запретами и ограничениями, выработанными в культуре в течение столетий. В этом посте я пишу только о некоторых ограничесниях, не обо всех.
1. Строгая экзогамия (за исключением некоторых народов Дагестана). У адыгов, например, точно проведена граница брачной экзогамии – браки запрещаются между родственниками до седьмого колена и даже до девятого колена. Запрещены браки между молочными родственниками, между родственниками по усыновлению, аталычеству, побратимству и другим видам искусственного или фиктивного родства. Не одобряется и очень редко встречается брак между однофамильцами.
C введением шариата на Кавказе были запрещены лишь браки между близкими родственниками, но шариат не сумел вытеснить обычное право. Нарушителей экзогамии (браков за пределами своего рода) изгоняли из общества – у карачаевцев им грозил крупный штраф, позорный столб или вождение по селу на осле.
2. Принцип старшинства: младшим братьям или сестрам не полагалось вступать в брак раньше старших, по крайней мере, без их разрешения. Младшие сестры в идеале до выхода замуж старшей находились как бы в ее тени, и, хотя они присутствовали на общественных празднествах и молодежных вечеринках, которые предусматривали возможности знакомства с молодыми людьми, младшим сестрам полагалось вести себя скромно, сдержанно и даже не принимать ухаживаний молодых людей.
3. Соблюдение траура. Существовал запрет на женитьбу (замужество) вскоре после смерти близких родственников невесты или жениха: родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер и т. д. Брак становится возможным лишь после окончания годичного траура по близкому родственнику. Если дата свадьбы определена, но кто-то из близких родственников жениха или невесты серьезно заболел, то старшие в роду принимают решение ускорить связанную с этим процедуру, даже если семья жениха еще не завершила всех приготовлений к свадебному торжеству.
4. Левират - обычай, по которому вдову старшего брата могут выдать замуж за младшего - может рассматриваться как одно из брачных ограничений. Такие браки были не обязательным явлением, но встречались.
Моя 70-летняя соседка рассказал мне такой рассказ о своей бабушке:
«Моя бабушка вышла замуж за деда вопреки воле родителей (достаток семьи жениха соответствовал, но знатность рода, как считали родители, была не на уровне). Но прожили они с дедом душа в душу. Когда дед умер, стал вопрос о разделе его имущества между братьями и его вдовой и детьми.
Бабушке родня ее мужа прислала родственника, почти мальчишку (не факт, что он был мальчишка, но в рассказе именно так) для проведения переговоров. Если вдова не хочет, чтобы имущество её мужа было поделено между братьями, предлагаем ей выйти замуж за неженатого брата мужа ( вот и левират во всей его красе). А если она не согласна, то раздел произведет мулла.
Переговорщик зашел на кухню. Бабушка в это время готовила пlaстэ (традиционная адыгская каша из кукурузной крупы), размешивая балягъэ (деревянная лопатка). Не успел переговорщик закончить свою речь, как она вытащила балягъэ из горячей пlacтэ и со всей силы влепила ему по лицу : " Я только потеряла умнейшего мужчину, неужели вы решили, что я пойду за этого дурака? ". Имущество пришлось делить у муллы.
Знаменитый юрист М.М. Ковалевский писал, что у чеченцев «по смерти мужа вдова переходит к брату покойного, который смотря по его желанию, может: взять ее себе в жены, предоставить право ей заключить новый брачный союз или не делая того ни другого лишить ее возможности дальнейшего супружества». Известны и сороратные браки - в форме женитьбы родных братьев на родных сестрах, так и в форме женитьбы вдовца на сестре умершей жены. Левиратные и сороратные браки были распространены у осетин, карачаевцев, ногайцев.
Браки по левирату совершались часто вопреки желанию невесты и жениха. Случалось, что родители молодого человека принуждали сына жениться на вдове старшего сына, а родители невесты – принять условия брака по левирату. Общество к таким принудительным практикам относилось неодобрительно. Наличие детей в семье умершего старшего брата – самое главное основание для заключения брака по левирату.
Антрополог Б. Бгажноков писал, что «к левирату прибегали прежде всего в интересах семьи, оставшейся без ее главы, чтобы не оставить вдову и ее детей без поддержки, внимания, опеки. Через левират их вновь принимали или возвращали в отцовскую семью, теперь уже через дядю по отцу».
5. Достижение брачного возраста. Достигшими брачного возраста считались девушки 16 и юноши 18 лет. Такой рубеж связывали не только с биологическим возрастом и половым созреванием, но и с умственным, культурным взрослением, когда молодые люди считались уже достаточно зрелыми, освоившими культурные навыки, позволяющие создать семью. Хотя реально мужчины могли жениться позже – в возрасте 20–30 лет, а иногда и после 40 лет. В числе причин, по которым мужчины женились уже в зрелом 30–40-летнем возрасте, - это необходимость собрать средства для брачного выкупа.