Зачем нам нужна ономастика? По следам конференции в Майкопе...
20-23 декабря в Майкопе состоялась очередная, 11 международная конференция «Проблемы общей и региональной ономастики», посвященная памяти профессора Розы Юсуфовны Намитоковой, завкафедрой русского языка АГУ, руководителя учебно-исследовательского Координационного центра по изучению региональной ономастики Северного Кавказа про кафедре русского языка, руководителя лаборатории «Региональная ономастика», руководителя проекта «Сводный словарь личных имен Северного Кавказа».
В этом посте – кратко о том, о чем говорили ученые на этой конференции…
Ономастика – наука о собственных именах. В ХХI в. ономастика переживает подъем, а научное сообщество – «ономастический бум» . Конференции и симпозиумы, круглые столы и специальные журналы, сайты, сообщества в социальных сетях - как только не проявляется интерес к имени собственному! Ученых интересует сущность собственного имени, его языковой статус, возникновение имени, его жизнь в обществе, его история и судьба…
В начале XXI в. появилась программная статья А.К. Матвеева, который писал: « Мир ономастики настолько велик, значим для общества и …прекрасен, что любой, кто к нему прикоснется, ….уже не может пройти мимо…»
1) Мир имен не ограничивается словом. Имена могут быть выражены и словом, и словосочетанием (Горячий ключ), и предложением ( «А зори здесь тихие»).
2) Имя – это ключ к ментальности народа, имя – отражение языковой картины мира. Персонаж фильма «Горец» сказал: «Когда люди становятся свободными, они нарекают себя собственными именами». Bмя выделяет личность из массы подобных.
3) В современном глобальном и высокотехнологичном мире ономастическое пространство расширяется, происходит взаимопроникновение онимов. В этих процессах имена и обновляются, и нивелируются. и исчезают.
4) Ономастикон каждого народа – это и явление культуры и инструмент ее сохранения . Ономастикон имеет свою историю, но он и открыт для нового.
Северный Кавказ является уникальным ономастическим пространством, зоной взаимодействия культур, он дает ученым, специалистам по именам собственным, уникальные с фонетической и смысловой точки зрения имена.
На конференции был поставлен вопрос об экологических проблемах имени собственного, особенно в области топонимики. Нельзя согласиться с тем, что и в центральных изданиях, и особенно в текстах экскурсоводов и туристических гидов нередко содержится нелепая информация. Чего стоит «этимология» названия Майкоп – « в мае копали», тиражируемая еще несколько лет назад в то время. когда было достаточно исследований, доказывающих автохтонное, черкесское, происхождение этого топонима.
Русский ученый Н.И. Надеждин писал, что «топонимика – это язык земли, а земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре».
Например, реки Причерноморья вплоть до Грузии, содержат в своих названиях абхазско-черкесское «пс/бз» (вода-речка). Названия Туапсе, Макопсе, Шипси, Курджипс, Афипс, Псыбэ, Бзыбь (всего таких названий более 30) звучат для стороннего уха таинственно и завораживающе. А вплетенные в контекст своего ландшафта и персонажей эпоса, легенд и сказок, они становятся живыми персонажами истории.
Историк и лингвист Айтек Намиток в книге «Происхождение черкесов» на французском языке, писал еще в 1930-е гг.: « для этнографов и лингвистов, археологов и антропологов Кавказ остается полем, с которого можно снять большую жатву».
Прислушайся к именам своей земли, своего родного места, своего рода, начни с изучения имени собственного, и твоя жатва как ученого будет благодатна.
Об этом и говорили на конференции…