Шеомир Гучепшоко о работе на Первом канале: "Любые рамки - это вызов для художника"
пост – интервью с известным художником, автором нескольких пронзительных фильмов о Черкесии и черкесском изгнании, Шеомиром Гучепшоко. Шеомир не так давно стал художником Первого канала, в передаче «Доброе утро» он иллюстрирует гороскоп. И именно благодаря чудесам и пластике его рук привычная и даже где-то рутинная информация превращается в рассказ и маленькое чудо.
Как вы, художник, уже известный своей песочной анимацией на темы Кавказской войны и черкесского изгнания, оказались на Первом канале?
Я стал иллюстрировать гороскоп в технике «песочная анимация» в программе «Доброе Утро». Кстати, в этому году «Доброе Утро» получило премию Тэффи. Конечно, это благодаря нашей песочной анимации!(шутка).
Дело в том, что у рубрики «Гороскоп» в передаче «Доброе утро» не так давно появился новый режиссер. Молодая девушка Юлия со свежим взглядом и идеями решила преобразить визуальный ряд рубрики. Ведь, как известно, новая метла по-новому метет.
Мне, среди прочих песочных художников нашей необъятной, пришло предложение поучаствовать в так называемом кастинге. То есть, надо было отправить им свои видео и, если одобрят, записать пробный эфир. Никакие регалии и дипломы там роли не играли. Программе нужен был «песочник» с широким художественным диапазоном. И вот, к моему приятному удивлению, выбор пал на меня. Может, конечно, еще сказалось то, что я уже до этого мелькал на российском ТВ. До этого были участие в Comedy Club и выступление на международном чемпионате по ММА (перформанс под песню Е.Кунгурова на выход российского бойца) и еще несколько не столь заметных в публичном пространстве проектов. Волею судеб я оказался на Первом канале на постоянной основе. Начиная с 17 июля 2017 г. и по сей день зрители могут лицезреть мои руки пять раз в неделю.
Поскольку система Первого канала не позволяет разместить здесь гороскоп из программы "Доброе утро", то размещаю здесь одну из известных работ Шеомира.
Телевидение - это новые возможности, огромная аудитория, миллионные просмотры, не так ли?
Для меня это новый опыт, новые возможности. Вообще в моей жизни все происходит очень последовательно. И я этому очень рад. Если бы мне предложили такую работу лет 8-9 назад, когда я только начинал свою песочную деятельность, то я бы опешил, так как я осознаю степень ответственности в такого рода проектах. Скорее всего, я бы отказался, хотя тогда конкуренции фактически не было. Песком рисовали единицы.
Это сейчас появилось множество школ/студий рисования песком, которые каждый год готовят новое пополнение в наши ряды. И я уже боюсь представить, сколько «песочников» насчитывается в России и мире. Конкуренция, я бы сказал, недетская! От этого в разы становится приятней, что Первый канал выбрал именно меня. Это, как в спорте: если ты перестал побеждать, то время уходить на пенсию! И в то же время я не считаю себя лучшим. Есть песочники высочайшего уровня и в нашей стране, и за границей, перед творчеством которых я просто снимаю шляпу.
Если говорить о привлекательности работы на ТВ, то это, прежде всего, наличие творческих и интересных людей, с которыми я имею счастье контактировать.
Вообще, до начала работы в «ДУ» я полагал, что российское телевидение - это кишащий пропагандистами и идиотами сумасшедший дом, в котором, как белые вороны, выделяются несколько здравомыслящих человек. Теперь же общаясь с людьми, я начал осознавать ситуацию. Там каждый просто делает свое дело. Вот приходит оператор, становится за камеру в 9 утра и снимает молча до 9 вечера. Уходит домой, чтобы поспать и потом снова на работу. И так каждый день. У них нет времени даже смотреть телевизор.
Представляете! Люди работают на ТВ, но не смотрят телевизор. У них, элементарно, не хватает времени. Многие даже не в курсе, что происходит в соседнем павильоне. У многих даже нет своего политического взгляда, хотя, тот же Первый канал вполне четко определяет свои приоритеты в политике. Но какой-нибудь оператор, режиссер, ассистент, осветитель могут быть даже не в курсе каких-то внешнеполитических изменений. Вот это меня сильно поразило. Мне казалось, что там все в курсе самых последних событий. И более того, все знают правду, как все происходит на самом деле, а не как это освещают в СМИ.
Парадокс в том, что фактически нет разницы между условным Петей Ивановым, оператором, работающем на федеральном канале и Ваней Петровым, фермером из средней полосы России. Петя Иванов работает каждый день, гробя свою поясницу за камерой и мечтая об отпуске, и Ваня Петров гробит свою поясницу с лопатой в руке, мечтая об отпуске. И того, и другого, по большому счету, не очень волнуют кризис в Зимбабве или очередной митинг Навального. И тот, и другой будут сидеть в одной очереди к мануальному терапевту, чтобы подлечить свои угробленные поясницы. Вот такой парадокс гражданского безразличия в нашей стране. Но это уже отдельная тема для разговора.
На «Первом» мне нравится, что идя по коридорам телецентра, постоянно натыкаешься на известных личностей, здороваешься с ними. Есть что-то в этом праздничное, разрыв рутины повседневности. Такое ощущение, что где-то рядом каждый день проходит церемония «Оскар».
Ваши рисунки сопровождают ежедневный гороскоп. Не получается ли так, что формат гороскопа сдерживает вашу фантазию как художника?
Я думаю, любые рамки – это вызов для художника. Это очень интересно - придумать свой визуальный ряд под написанный сценаристами текст.И еще надо сделать это в оптимистичном ключе.
Вообще, мы (режиссер и я) пытаемся не нагружать зрителя. Стараемся делать позитивные и смешные сюжеты. Все-таки это утро. А гороскоп смотрят, кстати говоря, подавляющее большинство граждан нашей страны (плюс еще ряд стран бывшего СССР, где транслируется Первый канал). Эта рубрика является самой популярной из всех рубрик утренних программ. Об этом говорит статистика просмотров. Когда за твоими руками наблюдает порядка 200 млн человек, это очень ответственно!
А еще у нас есть негласные правила. Например, нам запрещено использовать в рисунках слова, показывать у персонажа зубы (т.к. они символизируют агрессию). И вообще, вы не представляете себе, сколько инстанций должен пройти этот трехминутный ролик, чтобы его допустили в эфир. Корректируют и фильтруют мои песочные «каракули» человек десять минимум.
Работа происходит со съемочной группой и режиссером во главе, который контролирует каждое мое движение. Процесс очень трудоемкий. То, что на экране длится 50 секунд, записывается около трех часов. Потом это все тщательно кромсается монтажерами.
Как вы сами относитесь к гороскопам?
Отношусь с юмором. Раньше прислушивался, но потом понял простую вещь: если в гороскопе ты услышал что-нибудь негативное, то оно обязательно сбудется. Но это не потому, что так сошлись звезды и т.п. а потому, что ты уже начинаешь подсознательно проецировать подобные ситуации сам. А если б не послушал с утра гороскоп, то все было бы нормально. Это, конечно, из той же области, что и суеверие. Поэтому, я слушаю только позитивные предсказания. А по большей части я, вообще, скептик.