Кем бы был Джон Сноу в средневековой Кабарде и почему Теон - это аманат? Что из "Игры престолов" могло случиться на Кавказе?
Признаюсь, я посмотрела «Игру престолов» только в этом году, когда все уже обменялись восторгами, обсудили все детали, нестыковки, пасхалки и первоисточники. И, конечно, сразу подсела. Потому что это мощно, эпично, качественно, закручено и неоднозначно. Задевает и сериал, и те многочисленные «фильмы о фильме», которых полно в интернете. Что тут скажешь, «Игру» делали виртуозы своего дела…
Понятно, что авторы проекта перелопатили массу исторических источников, мифов и всего того, на чем выросла Вселенная Вестероса.
В этом посте – а что из сюжетов, деталей, нюансов «Игры престолов» могло бы теоретически случиться на Кавказе?
Один из главных символов «Игры престолов» - Богороща. Это священное место поклонения богам, небольшой участок леса, куда подданные Семи королевств приходят молиться. Богорощи могут быть и на замковых территориях – это изолированные пространства, огороженные стенами с воротами и калитками. В богорощах нельзя рубить деревья. В каждой богороще должно быть «главное» дерево, чардрево, воплощение Старых Богов, на котором вырезают человеческое лицо. Чардево - дерево с белой корой и красными листьями.
Аналоги чардреву на Кавказе - это священные деревья. Например, в Абхазии большинство языческих святилищ - это дубовые рощи или долголетний дуб выдающихся размеров. В с. Бармышь (Гудаутский р-н) еще в 1960-х годах информаторы рассказывали, что такой дуб рос возле храма и под ним устраивались народные собрания, родовые и фамильные моления.
Главным почитаемым деревом Карачая вплоть до XX в. являлась сосна - Джангыз терек, т. е. единственное, одинокое дерево.
Н. Емыкова, исследователь из Адыгеи, пишет, что «под священными деревьями тхьэчIэгъ (тхачег) у черкесов проводились молебны (тхьэлъэIу), совершались жертвоприношения божествам. ТхьэчIэгъ (Тхачег) – это природный храм, сакральное пространство адыгов, где осуществлялась связь с богом, с космосом. На священные деревья ТхьэчIэгъ вешали оружие, шкуру животного, принесенного в жертву. В таких местах запрещалось ломать ветки деревьев и громко разговаривать. Кроме отдельных деревьев и небольших рощ ТхьэчIэгъ, существовали еще целые леса ТхьэчIэгъ, которые назывались чыхэмыбзэ мэз – «лес, где не рубят веток». Нарушение запрета ломать ветки деревьев и осквернять священное пространство, как утверждали адыги, каралось небесными силами». Емыкова называет два самых известных священных леса – это Тхамахинский лес, расположенный на границе Северского и Горячеключевского районов Краснодарского края и Джеметлохский лес на левом берегу р. Белой (Шъхьэгуащэ), напротив современного г. Белореченска, на границе Адыгеи и Краснодарского края. И Тюльпановое дерево в Головинке, вокруг которого недавно разгорелись нешуточные политические страсти, тоже часть культуры священных лесов у черкесов.
В «Игре престолов есть тема аманатства – политического заложничества.Напомню, что Теон Грейджой — сын верховного лорда Железных островов Бейлона Грейджоя, воспитанник Эддарда Старка. После разгрома восстания Грейджоя лорд Старк забрал десятилетнего Теона в Винтерфелл в качестве заложника.
(Примечание. Однако Старк воспитывал Теона вместе со своими детьми и здесь, пожалуй, его надо рассматривать не как аманата, а в рамках другого кавказского обычая – аталычества, когда мальчик из одной статусной семьи чуть ли не с младенчества до совершеннолетия воспитывается в другой).
Аманаты – это политические заложники. В словаре русского языка Владимира Даля читаем: «аманат (арабск.) – заложник; человек, взятый в залог, в обеспечение чего-либо, верности племени или народа, подданства покоренных и пр. Казаки говорят: аманатчик. Аманатов, ему принадлежащий, аманатский, к ним относящийся».
Обычай отдавать или забирать аманатов был частью политической практики при взаимоотношениях российских властей с народами, либо вступающими в ее подданство, либо уже проживающими на ее южных границах.
Аманатов забирали или выдавали на протяжении XVII-XIX веков. Кабардинцы, ногайцы, калмыки, чеченцы, осетины, казахи и башкиры отдавали представителей своих аристократических фамилий российским властям на несколько лет в знак подтверждения достигнутых политических договоренностей. Получить аманата – это значит поставить символическую точку во взаимоотношениях, ведь часто подписанных сторонами документов было недостаточно, чтобы соглашения соблюдались, и аманаты считались наиболее надежной гарантией.
Аманаты, однако, были не просто заложниками, а полномочными представителями феодальной аристократии народов, входящих или уже вошедших в подданство России. Аманаты – дети или родственники горских князей или ногайских мурз – обладали высоким социальным статусом, поэтому им оказывались особые знаки внимания.
Аманатов содержали в крепостях – в Уфе, Астрахани, Терской или Кизлярской крепостях. Государство содержало аманатов за свой счет – в XVII веке такой пансион был недешев и обходился казне в среднем в 60 рублей в год.
Отношение к аманатам – размер их содержания – менялось в зависимости от политической конъюнктуры. Если какие-то «горские владельцы» вдруг нарушали свои договоренности о верности, то расходы на содержание аманатов снижались.
Количество аманатов от каждого народа было неодинаковым – в разное время в качестве аманата мог быть либо один человек, иногда каждая аристократическая группа от какого-то народа могла посылать свого представителя.
Иногда один аманат заменялся другим – как правило, власти не возражали против их замены, однако вопрос доверия имел принципиальное значение – иногда за представителей аристократических фамилий выдавались крестьянские дети. «Нарядя в хорошее платье крестьянского или пленного мальчика, оного на обмен настоящего отдавали и потом от верности и послушания отставали», - приводит цитату П.Г. Буткова И. Торопицын.
В аманатах могли находиться очень долго – до 13 и даже до 20 лет. Сведения о характере содержания аманатов противоречивы. Одни источники сообщают, что аманаты могли свободно общаться с родственниками и земляками, принимали гостей, получали посылки, сохраняли право ношение оружия.
Бриенна Тарт. Единственная и неповторимая женщина-рыцарь «Игры престолов». Верная слову, данному Кейтилин Старк, она спасает ее дочь Сансу. Бриенна не нуждается ни в чьем одобрении и даже в оруженосце, и соглашается на сопровождение Подрика только из жалости к нему самому. Бриенна – настоящий воин, на одном из турниров, оставшись без щита и без оружия, Бриенна голыми руками вырвала у соперника топор и выпала из седла вместе с ним, подмяв под себя, а затем, угрожая кинжалом, заставила сдаться. Король Ренли Баратеон провозгласил Бриенну Тарт победителем большого турнирного сражения, она осталась единственной из 116 рыцарей, которая удержалась в седле.
В образе Бриенны есть близкая черкесам тема «одинокого всадника» - «шузакъуэ». Правда, это абсолютно мужская тема. Одинокие всадники - это рыцари, совершавшие походы одни. Адыгский эпос и фольклор сохранил имена таких одиноких рыцарей: знаменитый Андемиркан, Бора, Хатх-Мыхамат, Дохшуко Бгуншоков, Лыко сын Ельхо, братья Ешаноковы.
С другой стороны, образ Бриенны созвучен и историям кавказских женщин-воительниц. Во времена имама Шамиля во время битвы у Ахульго Ханзадай, чей муж погиб в начале битвы, надев его одежду, стала сражаться наравне с мужчинами, пока не погибла сама.
Известна также легендарная чеченка Майлин Таймасха, или Таймасха Молова из Гехи. Она была очень смелой и дерзкой, командовала отрядом и 10 лет сражалась во время Кавказской войны, пока, тяжело раненная в рукопашной схватке ударом сабли в голову, не попала в плен. Её принимали в Петербурге император и императрица: Николай Павлович заинтересовался женщиной-воином и приказал доставить ее в столицу. В июле 1842 года Малова прибыла в столицу и была представлена императору. Предание говорит, что император спросил Таймасху: «Если я тебя отпущу на свободу, то прекратишь войну?». Таймасха ответила: «Войну ведешь ты. Ты ее и начал. Если прекратишь войну, то и я прекращу сопротивление»! По одной из версий, Император Николай был так поражен умом и красотой девушки, что с миром отпустил ее на родину.
И, наконец, всеобщий любимец Джон Сноу - незаконнорождённый сын Эддарда Старка, брат Ночного Дозора и впоследствии его лорд-командующий. Хотя Джон был введён в повествование как бастард Эддарда Старка, в 7 сезоне оказывается, что он – законный претендент на Железный Трон из рода Таргариенов.
Так вот, в средневековой Кабарде Джон Сноу был бы тума… Тума – это сословная категория в Кабарде, это дети князей от неравных браков или незаконорожденные дети. Термин обозначал «нечистокровность породы». Обычное право кабардинцев стояло на страже сословного деления общества, и браки заключались только между людьми равного социального статуса и родословных. Тума не имели княжеских прав. Особо прославившиеся в сражениях тума могли быть приравнены по своим правам к княжескому сословию. Только незаурядные тума и только в исключительных случаях признавались остальными князьями равными себе.
Юридически такое признание оформлялось выделением равной доли имущества братьями при разделе фамильного имения. По сведениям историка Асланбека Мирзоева, у основателя фамилии Жамболатовых и соответствующего удела князя Жамболата Казиевича было 4 сына: 1-й Бекмурза (от него пошли впоследствии Бекмурзины), 2-й Кайтуко (от него пошла княжеская фамилия Кайтукиных), 3-й Султан-Али (от него пошла княжеская фамилия Сосналиевых) и 4-й сын Дугужуко (Хаил-Бара) – тума.
Конечно, историй для «Игры престолов» на Кавказе гораздо больше – можно развить и тему отнощений князя и его дружины, и тему почитания меча, и тему демократических собраний Севера, аналогичных черкесским Хасэ дагестанским народным собраниям, и тему лютоволка… И, конечно, тему драконов - они тоже есть в мифологиях народов Кавказа...
Но пока остановимся на этом…