О премьере танца "Тляпатет" в Москве
20-21 января в Москве на юбилейных концертах Государственного ансамбля народного танца Игоря Моисеева состоялась премьера черкесского танца «Тляпатет», девичьего танца на котурнах, в постановке адыгского хореографа, худрука ансамбля «Нальмес», Аслана Хаджаева. О котурнах я писала несколько лет назад в своем блоге.
http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/12401
Отзывы на премьеру танца в социальных сетях самые разные – от восторгов и поздравлений до снисходительного скепсиса и критики.
Попробуем разобраться…Сразу оговорюсь, что я сужу только на основании тех видео и фото, которые выложены в интернете.
Репетиции танца. http://www.moiseyev.ru/122-premera-adygskogo-tanca-tlyapatet.html
Ансамбль Игоря Моисеева – явление уникальное. Именно он стал первым в мире хореографическим коллективом, философия которого держится на исследовании народного танца средствами искусства. Это потом появились талантливые последователи и кустари-имитаторы, а тогда, в 1930-е годы, Моисеев стал первым, кто посчитал возможным довести народное танцевальное искусство до сценического совершенства, не только воспроизвести движения и рисунок танца, но и пойти дальше и сделать народный танец авторским.
Это именно Театр танца, где типичное предстает в «укрупненных» формах и доводится до символизма. Ритм, пластика танца, цветовое буйство (или, напротив, сдержанность) логически подчинялись законам сцены, и от этого рождалось нечто новое..
«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что, по существу, это - подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить и выявить народный танец как определенную национальную систему, как национальный язык», — говорил Моисеев.
Балетмейстеры идут разными путями – кто- то изменяет национальный танец современными пластическими средствами, кто-то отстаивает первозданную чистоту и целостность первоисточника, буквально цитируя танцевальные подлинники и в этом приближаясь к работе этнографа-полевика..
Моисеев работал по-другому: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства». О своем методе он писал как о редактировании народного танца.
Моисеев, получивщий классическое балетное образование, в расцвете своей творческой карьеры объездил весь СССР - Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, кропотливо собирая образцы танцевального фольклора, вслушиваясь в символический язык народного танца и постигая его эстетику...
Поэтому «Тляпатет», который мы увидели, поставлен в традициях именно такого подхода, здесь не надо искать канона и буквального следования традиции ..Здесь есть настроение, ощущение легкости, грациозные девушки, с чувством собственного достоинства «плывущие» на котурнах,.. Есть рисунок танца – характерная осанка и пластика рук.. Есть соответствие темы котурнов цветовому решению костюмов: бархат и сдержанный бордовый, цвет черкесской аристократии, на который у остальных сословий было наложено табу…А крой – это прямая отсылка к рисункам англичан Э.Спенсера и Дж Белла, побывавших в Черкесии в 1830-х гг.
"Черкешенка". Рисунок из книги Эд. Спенсера "Путешествия на Западный Кавказ". 1838г.
Наверное, в танце нет той мощной энергетики, характерной для аутентичных исполнителей, которую дает только корневая система, «проживание» танца и связь с прошлым черкесов и их историей. Но у этой постановки были другие задачи…