Послесловие к детским боям ММА в Грозном.
Казалось бы, ажиотаж вокруг детских боев ММА в Грозном утих и точки над I расставлены. Напомню, 4 октября во время турнира по смешанным единоборствам (MMA) Grand Prix Akhmat 2016 в Грозном прошли показательные выступления детей. В них победили трое сыновей Главы Чечни. Участие детей в поединках по правилам, предусмотренным для взрослых, осудил выдающийся спортсмен Федор Емельяненко.
И можно было бы даже не писать этот пост, если бы пару дней назад на «Дожде» Яна Рудковская, продюсер, она же звезда лезгинки на льду и болельщица грозненского «Терека», уже в новом качестве телеведущей «Дождя», комментируя бои в Грозном, не взмахнула бы челкой и не произнесла бы почти сакраментальное: «Вы понимаете, Северный Кавказ так отличается своими обычаями, своими боями»...
То, что в культуре воспитания мальчиков на Кавказе большое место отводится физическому воспитанию, ни для кого не тайна. Мальчик, будущий мужчина, должен быть сильным, терпеливым, физически развитым и готовым к тому, чтобы защитить свою семью и свою родину. Да, действительно, детская борьба была частью физического воспитания. По народным представлениям, физическая сила должна сочетаться с красотой тела. У чеченцев 5-7 летний мальчик еще 100 лет назад воспитывался в особых «лагерях», которые располагались, как правило, в отдалении от населенных пунктов (в горах, в лесных чащах и т.д.). Это остатки универсального института мужских союзов, у каждого из которых были свои символы, ритуалы, инициации и др.
Остается только разобраться, были ли ограничения в традиционной борьбе, и до каких пределов можно было «заиграться» в этом занятии?
В центре борцовских упражнений всегда находились взрослые – они учили мальчиков драться, они организовывали состязания, следили за поединком, чествовали победителя и мотивировали проигравшего.
Отец, дед, старшие братья, дяди учили мальчиков, давали советы, показывали приемы борьбы, исправляли ошибки. Взрослые следили, чтобы у соперников были равные возможности в плане веса и пропорций.
Взрослые наблюдали за дерущимися, подначивали их, поощряя тех, кто, даже проигрывая, не сдавался. Если подростки не всегда держали удар, говорили: «Нет человека, который не боится, но показывать это нельзя». Чеченские мужчины, наблюдая драки подростков, хвалили победителя, называя его волком. А волк, как известно, древний чеченский символ храбрости.
Взрослые следили за тем, чтобы игры не были травмоопасными - физические упражнения, которые были слишком сложными, могли привести к серьезным травмам, строго запрещались. Подросткам, кстати, запрещалось и поднятие тяжестей – считалось, что это может замедлить рост. Молодому человеку не разрешали заниматься борьбой, как только у парня начинался период полового созревания, переключая его на бег, скачки, прыжки.
С 12-14 лет подростки уже принимали участие в публичных праздниках и боролись за приз. Свадьба, рождение сына-первенца, весенние и осенние праздники не обходились без состязаний борцов.
М. Мусаева, специалист по традиционному воспитанию в Дагестане,указывает, что «специального оборудования для борьбы не требовалось, ее проводили на площадке предварительно очищенной от камней, иногда на сено стелили войлок. В некоторых районах бывали специальные места для борьбы и подготовленные опилочные ямы, их специально к празднику приводили в порядок. Победителей борцов, в том числе и детей, чествовали подбрасыванием».
У чеченцев соревнования по борьбе обычно проходили по пятницам, это было зрелище, собиравшее зрителей со всего села. Судьи, сами в прошлом известные борцы, судили поединок по неписаным правилам. После поединка первой пары сразу же начиналась схватка нескольких пар борцов одновременно, причем победитель определялся не «судьями», а бывшими борцами. Последними на борьбу выходили подростки и юноши.
Так можно ли апеллировать к традициям Кавказа, в очередной раз говоря об особенностях (а между строк - об архаичности) Кавказа, оправдывая детские бои в Грозном? Вряд ли. Публичные бои допускались в 12-14 лет, соперники должны быть равными, а риски серьезных травм для детей – минимальными. И претензии в первую очередь нужно предъявлять тем родителям, которые привезли своих малолетних детей для участия в заведомо неравном и травмоопасном поединке..
Большинство комментаторов на форумах в социальных сетях, признавая важность физического воспитания будущего мужчины, все же неодобрительно отнеслось к детским поединкам.
«Ничего страшного, крепче будут пацанята. Нечего возле маминой юбки сидеть. Нечего ребят позорить». Аслан С.
«Такое шоу поощряет не спорт, а насилие, не дисциплину, а вседозволенность. Себя проявить с хорошей стороны и по-другому можно». Темиркан.
«Допустимо ли детям заниматься этим видом спорта? Да, при соблюдении техники безопасности. Допустимо ли устраивать шоу из детских боев, когда толпа смотрит, как второклассники дубасят друг друга? Нет, недопустимо. В этом нет ничего общего с культурой горцев». Кантемир.
«Когда взрослые мужчины занимаются спортом с соблюдением всех правил, да, это зрелищно. Когда без правил, это мордобой. А когда дети и без защитных амуниций - это просто издевательство». Фатима Д.
«Вообще-то рукопашный бой и ММА фактически одинаковый вид спорта. Единственное замечание - отсутствие экипировки. Не будучи ярым фанатом Кадырова, позволю себе сделать маленькое замечание. Да, побили мальчика черкеса. И не только его. Но возникает один вопрос: а сам черкесский мальчик с какой целью ехал? Разве не бить такого же сверстника, как он сам? Разве у мальчика нет отца, которые решил, что это уместно? Или разве не практикуется такое у нас, что старшее поколение стравливает друг с другом маленьких детей и смотрит, как они себя ведут? И попробуй только не подраться со сверстником! Приклеится клеймо труса. Это что, более гуманно? Мальчик должен заниматься спортом. И именно сам мальчик выберет, что ему по душе: бокс, карате, борьба или что-то другое. Ребенка в спорте надо вести аккуратно, чтобы зря не травмировали его. Грамотный тренер справится с этим». Абаза-Жамбот.
«Лучше достойного бойца и спортсмена вырастить, чем паразитов мальчиков - маминых сынков. Наши предки мальчиков воспитывали в суровых условиях и были достойными гражданами общества. Наше детство проходило в ежедневных уличных драках, и ни разу ни один не жаловался родителям. Пожалуешься, обязательно получил бы добавку». Мухамед Б.
«Во времена моего детства мальчишки дрались так, что бои ММА - это сущий детский сад. Все мальчики на нашей улице дрались регулярно, потом приходили "бойцы" с соседних улиц и шли стенка на стенку, село на село и т. д.. Всегда так было, и никто этому не удивлялся. В единоборствах нет ничего плохого-мальчик/мужчина, должен как минимум уметь защитить себя. А бойцовские виды спорта - цивилизованный выход излишнего азарта и агрессии. А в ММА мальчишек отдают и в 3-4 года». Залина А.
«Я против. Во-первых, нужны защитные шлемы. Во-вторых, развивающемуся детскому организму может быть нанесен непоправимый урон. А сам уж вид действия, когда дети, как животные в клетке, дерутся и вокруг толпа гогочущих мужчин… Противно. Пусть мои сыновья дерутся, чтоб защитить девушку и слабого, а не на потеху кому-то....Кто-то самолюбие тешит, а кто-то сознательно детей калечит». Мадина К.
На фото американского фотографа 7- летний Кристофер Эррей, уже известный боец ММА. И эта его фотография – самая безобидная из тех, что я нашла. http://itsocrates.com/detskie-boi-bez-pravil-eto-zhestoko-ili-kruto/