"Или будь мужчиной, или умри". Послесловие к поединку Аниуара Гедуева.
Вчерашний поединок борца Аниуара Гедуева с иранским атлетом произвел впечатление. Я совсем не болельщик и ничего не понимаю в этом виде спорта. Но как Аниуар сражался и какие вершины духовной силы, настоящего внутреннего достоинства показал всему миру…
Как известно, каждая культурная традиция рождает свое отношение к боли и страданиям. Антропология боли рассматривает боль как составляющую мира, а встречу с ней — как неизбежность. Поэтому есть два варианта восприятия боли - от боли можно убежать, а можно быть готовым к встрече с ней и боль выдержать.
Концентрированное выражение антропологии боли в черкесской культуре - адыгский обряд чапщ (обряд излечения раненого или больного). В одном из известных описаний этого обряда говорится, что серьезно раненый воин, лежащий в постели, превозмогая боль, приподнялся, чтобы приветствовать отца, который зашел в комнату.
Вообще, адыгская традиция воспитания мальчиков подразумевала не только умениевладеть оружием, конем, правилами этикета, культурой спора и т.д. Не менее важный фокус в этой оптике – выработка самообладания и выносливости, преодоление боли.
Эти качества воспитывались в адыгском мальчике с детства и так, чтобы никакая человеческая слабость не возобладала над человеческим духом. Эту тему, кстати, развивает и Заур Жанэ, современный продолжатель традиции черкесской йоги. «Дух всегда сильнее тела», - так учили его еще учителя учителей. И представить себе невозможно, чтобы черкесский юноша и, тем более, мужчина пожаловался на боль, усталость, голод, плохую погоду и вообще на любой бытовой дискомфорт.
В фольклоре черкесов много эпизодов, культивирующих именно это качество. Историк Аслан Марзей в своей книге о черкесском наездничестве пишет о некоем Андемиркане, наездническая биография которого отсчитывается с 15-летнего возраста: «когда ему выпадало быть в карауле или стеречь лошадей, он даже зимой, в самый лютый мороз, проводил всю ночь, стоя на одном месте и не смыкая глаз. За это ему дали прозвище «чэщанэ» - башня».
Одним из первых достоинств молодого человека у черкесов считались умение переносить боль и физические страдания. «Равнодушие, с которым они переносили боль, доходило до такой степени,- писал Н. Дубровин,- что в этом случае легко было узнать между ними европейца, который мог быть столько же бесстрашен, как и черкес, но никогда не мог сравниться с ним в терпеливости».
Об этом писал и А. Фонвиль, участник и очевидец военных действий на Северо-Западном Кавказе в 1863-1864 гг.: «Страдания от ран черкесы переносили с необыкновенною твердостью; даже тяжелораненые не выражали громко своих страданий, стараясь показать вид, что они ничего не чувствуют; они без малейших предосторожностей предавались своим обычным работам, и на предложение наше не утруждать себя и отдохнуть, они всегда отвечали, что это ни к чему не может послужить и что они гораздо лучше сделают, так как им уже суждено от Бога умереть, если они не будут идти против его предопределения».
Эпические герои всегда превосходят пространство боли, презирают страх и надежду, идут своим путем и проходят его до конца, даже через боль и страдание. На вчерашнем поединке мы видели настоящего героя, снисходительного к ничтожной победной суете своего соперника, к неумелым топорным действиям врачей, к явному засуживанию.
«Е улIын, е улIэн», - говорят адыги. Что значит - "мужество или смерть" ( или будь мужчиной, или умри).
Вчера Гедуев был в абсолютной гармонии с этой идеей.