О дарах на Кавказе, символических и не только..
Сегодняшний пост – о подарках, вернее, о традиции одаривания на Северном Кавказе. В социологии и антропологии механизмы обмена и дарения давно описаны и исследованы. Подарок всегда разрывает ситуацию повседневного общения и, по сути, является инвестицией в поддержание социальной сети.
Обмен подарками на самом деле пронизывал всю жизнь на Северном Кавказе – от свадебного до похоронного цикла. Подарки в тех случаях, когда это предписывала традиция, несли все, кроме сирот и нищих, душевнобольных.
Можно выделить разные виды одаривания - свадебное одаривание, в том числе отдельное одаривание молодой невестки, взаимный дарообмен влюбленных молодых людей, одаривание человека, давшего имя новорожденному и т.д.
Еще 20 лет назад на Кавказе было не принято открытых признаний в любви и открытых и публичных предложений руки и сердца. У черкесов в таких случаях юноша, посетив дом своей избранницы, мог, уходя, оставить в нем шапку, кинжал или другой предмет, и девушка прекрасно и без слов понимала, что это и есть предложение. Влюбленные обменивались подарками (ауж) и, если какая-нибудь вдруг сторона передумает, то подарок возвращался через посредника. Это делало процедуру разрыва не столь болезненной и давало возможности избежать долгих объяснений.
Особая группа одариваний – это одаривание гостей и, в свою очередь, одаривание гостями хозяев. Гость ни в коем случае не должен требовать подарков, хвалить понравившуюся в доме хозяев вещь, иначе ее немедленно подарят. Если гостя одаривают, то он из приличия некоторое время отказывается. Гость, в свою очередь, обязательно делает подарки детям той семьи, в которой гостит.
Черкесы выделяли такой вид гостей «гость с просьбой». В этом случае гость приезжал специально именно для того, чтобы попросить хозяина об услуге — скоте, деньгах, имуществе или даже содействии в кровной мести.
Хозяин был обязан выполнить просьбу, даже если самому приходилось просить о помощи у родственников и соседей. «Стыдным считалось не просить подарки, а не удовлетворить такую просьбу». Но и тот, кто просил подарок, был обязан с течением времени сделать ответный дар, даже превосходящий полученное.
Щедрые подарки дарились в случае рождения ребенка. У осетин с первым криком ребенка все стремились поздравить отца и родственников. Кто первый поздравил, тому отец делал подарок, состоящий из боевого набора - кинжала, пояса или шашки. Как бы беден ни был осетин, пишет этнограф Алина Хадикова, «он считает долгом своим устроить пир и угостить на нем весь аул. Щедро одаряет он толпу мальчиков, собравшихся у окон». Гость дарит подарок ребенку в случае его имянаречения. Если ребенок родился в то время, как гость был в доме хозяина, он дарил ему подарок. А хозяин дома в знак благодарности дарил ему кинжал.
Подарок, дар – часть ритуала нейтрализации кровной мести через обычай аталычества (в широком смысле аталычество - воспитание мальчика в чужой семье). Для этого убийца – канлы (къанлы) – разными путями – через похищение или открыто, через посредников, привозил в свой дом и усыновлял (становился аталыком) одного из мальчиков из семьи или рода убитого. Много лет канлы воспитывал усыновленного ребенка, как сына, и по достижении 13 лет торжественно, с дорогими подарками возвращал родителям.
Наконец, с темой одаривания связана и рыцарская культура на Кавказе. Щедрость всегда была качеством рыцаря, быть щедрым – означает быть благородным… Возвращающиеся из похода наездники делали подарки односельчанам, раздавали скот и другое имущество сиротам, пожилым женщинам, особенно вдовам. Любого, кто встретился всадникам по пути и сказал по обычаю «саугъэ», наездник, возвращающийся из набега, должен был чем-либо одарить. Бывало даже, что могли подарить лошадь. Не сделать этого считалось большим позором.
У черкесов, возвращаясь из походов, воин считал своим долгом подарить что-либо из добычи признанной красавице округи или какой-нибудь почитаемой женщине. Об этом говорили - ЦIыхубз пшэрыхь хущанэ, букв.: "Женщине добычу оставляют". Такое дарение было символом почтительного, истинно рыцарского отношения к женщине.
Молодые наездники, поклонники какой-нибудь девушки, одаривали ее дорогими тканями, драгоценными украшениями, лошадьми, быками, в общем, всем, что добывали в дальних походах. «Таким образом, известная своим умом и обаянием девушка, могла стать еще до замужества обладательницей значительного личного состояния», - заметил историr из КБР Аслан Марзей.
Во время состязаний конников по поводу того или иного торжества, победителю полагалось подарить свой приз кому-либо из знатных девушек.
У осетин в случае, если в поход отправлялись воины разного возраста, младший должен был предложить право дележа старшему, последний, как правило, был более опытен. Алина Хадикова пишет, что «в случае, когда удача оказывалась на стороне младшего, он все же должен уступить лучшую долю старшему. «Доля товарища по походу» — неотъемлемое правило воинских взаимоотношений. Ею более успешный воин как бы компенсировал товарищу его неуспех. Доля могла выделяться организатором похода в пользу товарища и в качестве вежли- вой благодарности за соучастие. Хотя она могла выражаться и по-другому: «Нартский человек, выбирай себе подарок. Вот мой конь, мой меч, мой щит».
У черкесов был и еще один вид дарения – дарение князя или дворянина профессиональному воину-рыцарю (уэркъ) при приеме его на службу.
Это дарение называлось уэркъ тын ( "дарение рыцарю"), оно включало боевого коня, оружие, земельный участок и несколько семей крепостных. Шора Ногмов, записавший в 19 веке нормы обычного права кабардинцев, сообщает: «Все уздени добровольно, непринужденно служат князьям и получают за это достаточную награду: из оружия, лошадей, скота, холопов, смотря по усердию каждого». И в последующем,- как отмечает историк 19 века и автор «Записок о Черкесии» Хан-Гирей,- «... князья ничего не щадят для дворян своих и беспрестанно делают им подарки».
Когда князь со своей свитой отправлялся в гости к другому князю, последний, по обычаю, не мог его отпустить без щедрых даров. Все полученное в подарок князь раздавал своим дворянам в зависимости от их личных заслуг и места в феодальной иерархии. Когда какой- нибудь дворянин отказывался служить дальше своему князю, он обязан вернуть ему все подарки, которые и он, и его предки получали от этого сюзерена.
Как справедливо заметил А. Я. Гуревич, «...для того, чтобы понять близость понятий «служения» и «дарения», следует отрешиться от мысли, что служба обязательно преследовала цель получить материальное вознаграждение: служба, как и преподнесение подарков, была формой социального общения, сплачивающая людей в группы. Обмен имуществом, дары и услуги выражали и скрепляли верность и дружбу между людьми, являлись универсальными средствами социального общения».
Пост написан по материалам:
Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.
Марзей А. С. Черкесское наездничество. ЗекIуэ. Из истории военного быта черкесов в XVIII – первой половине XIX века. Нальчик, 2004.
Хадикова А.Х. Этнические образы и традиционные модели поведения осетин. Владикавказ, 2015.