Не стало Фериды Мустафовны Ацамба
Во вторник у меня был очень тяжелый день, прощание с Феридой Мустафовной Ацамба. Профессор кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА при МГУ, автор книг и учебников, у которой выучилось 4 поколения российских востоковедов. Практически каждый из выпускников ИСАА за последние 60 лет либо сдавал ей зачет. либо экзамен.
Ее сердце было открыто для всех. Как-то она разговаривала в своем дворе с дворником, и кто-то сказал: "Что у вас, профессора МГУ, может быть общего с дворником?"
На что Ф.М. ответила:"Небо, под которым мы стоим и воздух, которым мы дышим. У нас очень много общего".
Очень принципиальная и требовательная, одновременно добрая и родная... Только она могла говорить о том, что европейские нововведения в стандарт подготовки арабиста нарушают наследие, наработанное русским и советским востоковедением: "Нельзя же вечно быть дунькой, рвущейся в Европу!".
Я была в докторантуре у Фериды Мустафовны, и это не только блестящая школа работы с источником и со словом, но всегда - школа человеческого общения. Я сохранила черновики своих статей с ее пометками, и те, у кого она была научным руководителем, меня поймут. Это маленькие шедевры - "ха-ха-ха!", "стиль НТВ", "Наима, хватит плакать уже над судьбой своих эфенди!". "что за суета". И даже круче. Она могла окатить ушатом холодной воды и одновременно замотивировать на работу так, что можно было свернуть горы.
Ф.М. до конца была предана коммунистической идее и считала Советскую власть истинно народной. И искренне была благодарна ей за многое в своей судьбе, за то, что, как она говорила, девочка из абхазского села стала профессором МГУ.
Когда мы с коллегами готовили в МГИМО конференцию по черкесскому вопросу в 2011 году, мы, не сговариваясь, решили, что открыть конференцию должна только Ферида Мустафовна. Ее мудрость и здравомыслие были нужны, как никогда.
Ферида Мустафовна Ацамба на конференции МГИМО "Черкесский вопрос: историческая память, историографический дискурс, политические стратегии". 2011 г.
Она всегда задавала высокую планку общения и профессионализма, честности и порядочности.
Ф.М. Ацамба рассказывает студентам ИСАА о Великой Отечественной войне и Дне Победы. 2015 г.
На панихиде профессор М.С. Мейер сказал, что Ферида Мустафовна хотела упокоиться на своей родине, как она говорила, между мамой и братом Хасаном.
Так и получилось, самолет увез Фериду Мустафовну на родину, в Батуми. Хотя кажется, что стоит пройти по коридорам ИСАА, и снова услышишь ее знаменитые каблучки..
Она сказала, когда была совсем плоха: "Я всех успела благословить".
Пусть Всевышний вознаградит ее Раем..