Карамель "Чеченец" и "Хаджи Мурат". Тема Кавказа в винтажных конфетных обертках.
Конфетные фантики и обертки второй половины XIX — начала ХХ в. — казалось бы, что может быть неожиданнее для исследования репрезентаций Российской империи? Однако при ближайшем рассмотрении здесь оказывается масса визуального материала, достойного отдельного разговора. Шоколад, «конфекты», пастила, карамель, монпасье, пастила, леденцы — все это наводнило российские рынки уже во второй половине 19 в. - уже тогда в России возникают крупные производства сладостей.
К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитерских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. В то время почти 40% фабрик располагались всего в 3 губерниях - Московской, Харьковской и С.-Петербургской, где выпускали 80% продукции.
Самые известные фабрики — это фабрика«Эйнем» ( «Красный Октябрь») и «Сиу» («Большевик»), а также фабрика Абрикосова в Москве, фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове, фабрика братьев Миллер в Саратове, кондитерская фабрика в Тифлисе.
Вопросу упаковки товара уделялось особое внимание. Рекламное издание 1889 г., посвященное знаменитой фабрике "Жорж Борман" подчеркивает: "Но выделкою всех этих продуктов не ограничивается деятельность фабрики …. Необходимо все заготовленное на фабрике завернуть, упаковать и придать ему также изящный вид. С этой целью фирма … расходует огромные суммы на изготовление различных этикетов, приобретение художественных, изящных картинок, коробок, оберток. При этом, стремясь во всем поддерживать русское производство, фирма … задается целью и в этом отношении остаться верною самой себе: все необходимые для завертывания и укупорки товаров этикеты, ящики, коробки, и жестянки, - на что фабрика расходует в год до 75.000 рублей,- изготовляются для нее русскими мастерами».
На фантиках изображалось все, что угодно - фрукты, цветы, играющие дети, сюжеты детских сказок, портреты современных актеров, писателей, политиков. Казалось, кондитерская индустрия своими способами и средствами несла в народ образы из басен И.А.Крылова, сочинений Н.В.Гоголя, образы будущего Ж.Верна; не были забыты Евгений Онегин и Шерлок Холмс, юбилеи А.С.Пушкина (1899) и А.В.Кольцова (1809).
Солдаты в парадной форме, этнографический шоколад товарищества «Эйнем» с портретами индейцев, эскимосов и аборигенов Австралии; серия шоколада «Борьба» от Рамонской паровой фабрики конфект и шоколада; серия «1812 год» фабрики Кудрявцева и одноименная карамель фабрики Кочетовых — серия конфет с поверженным, но гордым Бонапартом.
Кондитерские фабриканты явно вписывались в конструирование имперского проекта и создание чувства одной страны — реагировали на 100-летие Отечественной войны 1812 г., 200-летие Петербурга (1903) и 300-летие дома Романовых (1913), предлагая потребителю шоколадки с изображением чуть ли не всех царственных особ Российской империи.
Известно, что крупные фабриканты не скупились на оформление своей продукции: для конфетных оберток рисовали Михаил Врубель, Иван Билибин, Александр Апсит и другие известные и не очень живописцы. Громкие имена скрывали - боялись, что фабрика-конкурент переманит живописца.
Тема Кавказа появляется на фантиках и обертках примерно в это же время. И реализуется не через изображение природы Кавказа, горы и буйные реки (что будет уже в советское время), а через изображения кавказских типажей. Например, фабрика братьев Миллер выпускает серию шоколада «Нуазет», в упаковке доминируют восточные мотивы, некий обобщенный образ Востока вообще. Отметим, что использование восточных мотивов как реакция на поражение в Крымской войне было характерно для рекламы, рекламных постеров во второй половине XIX века — слоны, изнеженные красавицы на атласных подушках, турки в фесках появлялись в это время в рекламе сигарет и мыла.
Шоколад «Нуазет» тоже использует тему Востока с его прекрасноокими красавицами, лица которых покрывает тонкая вуаль, а головы — массивные украшения. Именно в этой серии появляются изображения а-ля Кавказ. Причем в изображении девушки явно угадываются черкесско-абазинские черты.
Такое же стилизованное изображение, явно отсылающее к Закавказью, — на обложке карамели, сделанной на фабрике в Одессе.
Шоколад "Русские народности" - чем не визуальная энциклопедия Российской империи, по свом функциям близкая к музейной экспозиции?
Кавказец или, возможно. казак появляется и серии шоколада «Народный» фабрики Романенкова в Харькове.
Шоколад "Конвоец" отсылает к теме Кавказского императорского Горского полуэскадрона, созданного в 1830- хх.
Карамель "Хаджи Мурат"..
Карамель "Чеченец" ...
Учитывая то, что конфеты и шоколад расходились по «всей Руси великой» и были рассчитаны на все сословия, то шоколад с кавказскими типажами работал как Текст, в котором адресату, проживающему за тысячи километров от Кавказа, доносили информацию об этом регионе. И этот сладкий текст работал быстрее и эффективнее газеты или энциклопедии, рассчитанной на образованную публику.
Кроме того, развернуть карамель или шоколадку и съесть ее — это вкусно, сладко, сытно и в целом вызывает приятные ассоциации, отсылает к приятным переживаниям и «якорит» на позитив. Кто знает, возможно, и через такой прием формировался образ Кавказа в Российской империи?
изображения фантиков и оберток:
http://humus.livejournal.com/1929011.html
http://www.kudvic.ru