Миссионеры, чиновники и политики о хадже - сейчас и сто лет назад
Ф.А.Брокгауз и И.А.Эфрон. Энциклопедический словарь:
"Хадж - т. е. пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе, главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен под страхом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина, гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства в загробной жизни.(... ). Xадж является объединителем всех мусульман и поэтому имеет большое политическое значение".
Михаил Миропиев, инспектор Оренбургского учебного округа. "Религиозное и политическое значение хаджа". 1877:
« (…) какие крупные денежные средства непроизводительно расходуются хаджиями ежегодно из народного достояния, переходя безвозвратно к чужеземному населению и делаясь добычей иностранных властей. (…) Не менее существенный ущерб хадж приносит… народному благосостоянию и общественному здравию, ежегодно вырывая из жизненного строя тысячи паломников".
Кааба. Фото 1917 года.
Абдул-Азиз Давлетшин, штабс-капитан. "Отчет о командировке в Хиджаз", 1899:
"Нельзя отрицать, что хадж служит некоторому подъему религиозного чувства: часть паломников и этой последней категории по возвращении значительно изменяют свою духовную жизнь, стараясь строже держаться правил религии, и, веруя, что уже освободились от прежних грехов, стараются впредь не пропускать молитв и постов, воздерживаться от запрещенных предметов, как вино, и некоторые отказывают себе даже в таких невинных удовольствиях, как театр или цирк, но в общем положительно можно сказать, что почти все наши паломники возвращаются на родину со значительно изменившимися взглядами, более прозревшими и с более сознательными отношениями к политическому положению вещей, – та окраска, в которой им представлялась раньше мусульманская Турция и ее глава халиф, совершенно исчезает.
Следует заметить, что большинство наших паломников по возвращении бывают очень воздержанные среди своего народа на критическое суждение о виденном, считая неприличным осуждать мусульманские страны и святые места и не желая возбуждать разные нарекания, а если и говорят, то только среди близких им людей".
Рамзан Кадыров, глава Чечни, 2013:
"В мире полтора миллиарда мусульман. И для каждого из них совершение хаджа и, тем более, посещение Священной Каабы – главная цель и мечта жизни".
Юнус-Бек Евкуров, глава Ингушетии, 2013:
"Хадж символизирует готовность верующего исполнить свою священную обязанность — посетить, преодолев трудности, святые места. Намерение совершить хадж является свидетельством духовной зрелости человека. Готовясь совершить хадж, мусульмане внутренне очищаются. Происходит переоценка собственных поступков и дел. Для Российской Федерации, в которой целые регионы являются частью исламской цивилизации, хадж является еще и важной формой участия нашей страны в глобальных религиозных процессах. А прибыв на Святую землю, в молитвах наших паломников звучат сокровенные чаяния о спокойствии и процветании родины, надежды на мир и согласие, просьбы о благополучии близких и родных людей. Паломничество позволяет мусульманам со всего мира, говорящих на разных языках, разного цвета кожи, разных рас и национальностей объединиться в духе всеобщего братства для совместного поклонения Всевышнему".
Магомедсалам Магомедов, президент Республики Дагестан 2010-2013 гг, 2010:
«Я думаю, что мы совершим обряды Хаджа правильно и своевременно, и благополучно вернёмся на родину – в наш родной Дагестан. Уверен, что каждый из вас молился за благополучие и счастье в нашем крае, я это делал каждый день по многу раз и уверен, что наши мольбы будут приняты Всевышним. Мира и благополучия нашей земле, здоровья всем дагестанцам! Обращаемся к Всевышнему с мольбой за наших родных и близких, друзей, братьев и сестёр, чтобы у каждого дагестанца всё было хорошо, тогда и в республике тоже будут мир и процветание».