"Сказочная страна". День Джигита в Пятигорске в 1936 году
Оказывается, 77 лет назад, 6 мая 1936 года, в Пятигорске, тогдашней столице Северо-Кавказского края и нынешнем центре СКФО, впервые праздновали День джигита. (в разных источниках праздник называется по-разному – Праздник Джигитов или Парад Джигитов). С 1934 по 1937 год в состав края кроме Ставрополья входили Дагестанская автономная республика и пять автономных областей: Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, Карачаевская и Черкесская – всего 43 района и пять городов.
В СССР в 1920-1930- е гг. активно конструировалась новая обрядность – в массовое сознание внедрялись новые символы, создавался новый язык массовой культуры, и этот процесс проходил на фоне ломки традиционных религиозных, социальных, семейных связей. «Для социалистической России нужна новая психология», - писал Ю. Стеклов в статье «Вторая годовщина», опубликованной в «Известиях» в 1919 году. Новые праздники укрепляли власть, консолидировали нацию, давали ощущение коллективного состояния единства, направляли индивидуальные переживания в заданное русло.
А.В. Луначарский, один из теоретиков новой советской обрядности, писал: «мы будем создавать ритмически движущиеся массы, тысячи и десятки тысяч людей, притом не толпу уже, а действительно охваченную одной идеей упорядоченную мирную массу!».
«Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится», – заявил Сталин на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц – стахановцев 17 ноября 1935 года в Москве. Возможно, Праздник джигита и должен был подтвердить, что людям действительно «живется весело».
Следует сказать, что скачки и традиционный образ мужчины-воина активно использовать при создании новых праздников – на всем Кавказе в 1920-1930 гг. были очень популярны скачки, которые устраивались как в аулах, так и в областных и краевых центрах. В свое время в архивах я находила инструкции Народного комиссариата земледелия о проведении скачек, сметы расходов на призы, инструкции по переписи лошадей, указания о том, как расходовать прибыль со скачек и т.д.
Государство, используя традиционные матрицы, создавало на Кавказе «новую карту сказочной страны».
К сожалению, мне не удалось узнать – кто был инициатором Дня джигита и сколько времени этот праздник просуществовал. Известно, что в начале мая 1936 года локальные торжества прошли в национальных областях. В Северной Осетии, например, они вылились в праздник горцев и казаков. Казачья молодежь праздновала, как писала газета «Пролетарий Осетии», в станице Змейской Кировского района. Она же сообщила, что праздник собрал более 1500 человек
6 мая 1936 года с 10 часов утра краевой День джигита открылся в Пятигорске, на городском ипподроме. Сюда съехались почти 50 тысяч человек. На конях, в соответствии с эстетикой праздника, гарцевали и партийные руководители Северного Кавказа - Ефим Евдокимов, первый секретарь Северо-Кавказского крайкома, председатель крайисполкома Иван Пивоваров и зампредседателя Северо-Осетинского облисполкома Хасиев.
Грандиозный парад объединил более 1500 джигитов, 1400 физкультурников, 600 велосипедистов, Осетии, Дагестана, Чечено-Ингушетии, Карачая, Черкесии, Кабардино-Балкарии, терское и донское казачество и даже цыганский колхоз «Труд Ромен».
Посмотрите фото, сохранившиеся в Российском государственном архиве кинофотодокументов. А вы можете представить, чтобы День джигита был проведен в столице современного СКФО?
Дагестанские казаки на параде во время праздника джигитов Северного Кавказа. Пятигорск.1936г.
Лезгинка в День Джигита. Пятигорск. 1936г.
Инсценировка свадьбы горских народов Кавказа на празднике джигитов Северного Кавказа.Пятигорск. 1936г.
Выступление хореографического ансамбля на Празднике джигитов Северного Кавказа. Пятигорск.1936г.
Хореографический ансамбль исполняет национальный танец горцев на Празднике джигитов Северного Кавказа. Пятигорск.1936г.
Национальные пляски и танцы во время праздника Джигита. Кабардино-Балкария. 1938г.
фото с сайта http://rgakfd.altsoft.spb.ru