Брачный выбор на Северном Кавказе: запреты и ограничения. Наши дни
С какими ограничениями и запретами считаются молодые люди сегодня на Северном Кавказе при заключении брака? На эту тему я побеседовала со своими друзьями, постоянно живущими на Кавказе, средний возраст которых от 25 до 40 лет.
Как и 150 лет назад, репутация семьи жениха/невесты по-прежнему имеет значение. Азамат из Кабардино-Балкарии говорит, что имеет значение не только репутация конкретной семьи, но и репутация рода: «В нашем селе нередко можно услышать, каковы особенности в поведении представителей разных фамилий». «Репутация имеет значение, да, еще какое, - говорит Мария, кабардинка, живущая с семьей в Москве. Когда о молодом человеке говорят, что он из хорошей, приличной семьи – это очень ценная и имеющая большое значение рекомендация».
Мои респонденты постарше, которым около 40 лет, говорили о том, что в их семьях в отношениях со старшими при обсуждении такого деликатного вопроса, как брачный выбор, сохранялись традиции иносказаний и намеков. Аслан из Большого Кичмая подчеркивает, что «лично мне мать намекала не раз на то, с каким родом она хочет породниться; при этом во главе этого желания стояла девушка, которая соблюдала традиции семьи. Но у шапсугов не принято указывать на ком и когда жениться, поэтому были намеки. А состоятельность семьи девушки для моей семьи не имела никакого значения. Само воспитание и репутация – это тоже капитал».
Никто не станет спорить, что и традиции помогают сделать правильный выбор. На фото - семья Зураба Казанокова. Черкесск.
Многие современные молодые кавказцы считают, особенно применительно к девушке, что воспитание, трудолюбие, взаимоотношения в ее семье, соблюдение традиций по-прежнему важно. «Позор для мужчины, если он выбирает себе девушку не по ее красоте и нравственным качествам, а по состоятельности» (Анзор, Карачаево-Черкесия).
Однако само понятие «репутация семьи» изменилось, и если в 19 веке первостепенное значение имела сословная принадлежность (кстати, тоже сопряженная с достатком), то сейчас нередко учитывается материальная состоятельность жениха. «Как практика и жизнь показывают, для многих понятие репутация ушла на второй план после достатка. Если у семьи есть деньги, то на репутацию большинство готово закрыть глаза или даже оправдать». (Халимат, Москва). «Деньги и власть нередко играют для девушек, их матерей и родственников более значимую роль, в последнее время. Считается нормой через дочь (сестру) породниться с богатыми и сильными мира сего». (Салих, Сочи). «Для состоятельных семей - материальное состояние, положение в обществе будущих благъэ (родственников), имеет большее значение. В любом случае родители девушки ориентируют свою дочь на выгодных в материальном плане женихов. Чем больше богатство, тем лучше оно компенсирует любые изъяны жениха (как физические, так и моральные, а также умственные). Богатый урод имеет больше шансов, чем бедный красавчик. Деньги сегодня - главный фактор сексуальности мужчины».( Анзор, Карачаево-Черкесия).
Влияние родителей на брачный выбор молодых людей сохраняется, но обычно не в качестве прямых запретов, а рекомендаций.
Амир из Карачаево-Черкесии вспоминает: «Нередко родители могут запретить жениться или выйти замуж. Но уже не так, как раньше было. Сейчас уже больше молодые сами решают. Я лично сталкивался с этим, мою жену за меня не хотели отдавать, так как я был из другого региона, руководствовались тем , что своя рубаха ближе к телу. Но я просто украл ее и решил весь вопрос».
Фатимет из Майкопа также говорит, что с мнением родителей считаются все меньше: «Правы порой оказываются запрещающие родители. Однако, увы, каждый сам себе хозяин и редко кто прислушается к чужому (даже родственному) мнению на личной ниве. Умом, видя всю нервозность по этому поводу родных, он понимает, что делает что-то не так, но, кроме ума, есть еще и "то самое", которое кипит, и пока оно у него само не выкипит, запреты будут лишь разжигать такой огонь страсти. Часто это чревато собственными ошибками и потерями, сопровождающими мудреющего лишь на своих собственных синяках молодого».
К межнациональным бракам почти все мои респонденты-мужчины отнеслись отрицательно. В селах и в столицах кавказских республик таких браков немного, но они все более распространяются в мегаполисах и в местах культурного пограничья. Например, на побережье Черного моря таких браков становится все больше. Девушки-черкешенки выходят замуж за русских, армян и греков.
Более взрослые люди были категоричны в своих оценках.
Салих, живущий в Сочи, разделяет ситуации, когда приводят в дом девушек других национальностей и когда девушка выходит замуж за человека другой культуры: «В случаях, если черкешенка выходит замуж за представителя другой нации – я отношусь к такому браку отрицательно, это потеря для нации. В случае если парень приводит девушку другой нации, и она соответствует нормам Адыгэ хабзэ, и она способна и желает принять и впитать нашу культуру - положительно (хотя это маловероятный сценарий)».
Аслан, Большой Кичмай: «По поводу межнациональных браков, они у нас никогда не приветствовались. Лично мне и отец и мать после школы , когда я уезжал учиться говорили, "привезешь не нашу, топором тебя зарубим". Я был в этом почему- то уверен. Но есть и те, кто женился на представителях других народов. Но - слава Всевышнему - в нашем чилэ (ауле- НН) они ассимилировались. Но это исключение из правил. Кстати, моя теща русская, но уже хорошо знает адыгский и ее дети знали адыгский, как первый язык. И ее приняли в семью после того, как родители моего тестя удостоверились, что их внучки знают родной язык».
Мнение Азамата из Кабардино-Балкарии отражает позицию большинства мужчин: «Лично я против межнациональных браков. Не хочу, чтобы мы были растворены в окружающем мире, как горсть соли в ведре воды. Среди нас имеется достаточно достойных парней и девушек, чтобы найти себе спутника жизни. Все, кто утверждает обратное, лукавят и оправдывают свои собственные действия. Я не видел среди старших, чтобы черкес, женившийся на нечеркешенке, не пожалел об этом. Вернее видел, но это был единственный случай и уникальные условия».
Молодые кавказские девушки более мягки в своих оценках. «К межнациональным бракам я отношусь неоднозначно. С одной стороны, это не есть хорошо для народа в целом, генофонд лучше не транжирить. С другой, если человек сделал для себя такой выбор и другие варианты не по душе, то и осуждать нельзя, это выбор каждого и это надо уважать» (Халимат, Москва). Эльвира: «К межнациональным бракам отношусь не очень, и считаю, что лучше девушки пусть выходят замуж, чем женятся парни, если сравнивать. Пусть нашу культуру прививают другим национальностям, чем нам будут прививать».
Залина из Кабардино-Балкарии: « В с.Малка есть семья одна. Жена русская, красивая, хорошо говорит на адыгэбзэ. Живут по всем обычаям. Наташу все любят и уважают. И дети умные и воспитанные. Может быть, потому что они живут в селе. Или Наташа очень любит своего мужа».
Владимир из Москвы, имеющий осетинские корни, предрекает детям, рожденным в межнациональных браках, такие проблемы: «Дети, рожденные в таких браках, могут впоследствии иметь проблемы как с самоидентификацией, так и в тех национальных общностях, из которых происходят их мать и отец».
Однако от совсем молодых (до 20 лет) людей возможно услышать, что «главное любовь, а не национальность» (молодой человек из Чечни, пожелавший остаться анонимом).
«Быть человеком - значит любить. Атрофирование этого чувства - признак деградации. Личности и общества. Без стремления к любви, красоте и истине человек превращается в зомби живущее инстинктами, а в обществе царит бессознательное», - на этой мажорной ноте молодого человека из Черкесска я и завершу тему брачных запретов и ограничений.
Как видим, за исключением уже ушедших в прошлое люлечного обручения, сороратных и левиратных браков, браков по принуждению, а также недопустимости жениться/выходить замуж младшим раньше старших братьев и сестер, основные матрицы остались теми же.
Репутация, взаимные чувства и следование традициям той семьи, в которую входит девушка, остаются главными критериями брачного выбора «сквозь столетия».