О женской преданности и Сарие Лакобе
В женском дискурсе народов Кавказе женская преданность как будто была всегда и вечно. Самодостаточные героини, образы которых выведены еще в эпосах кавказских народов, воплощение ума и красоты, справедливые судьи, матери, дарующие детям ум, мудрость и искусство жить среди людей — мощный духовный фундамент Кавказа.
Женская преданность – это тысячи разных семейных историй, жены, не подписавшие против своих мужей в 1930-40-е гг. ни одной строчки, с достоинством снося людское осуждение и отречение вчерашних друзей.
Самая пронзительная и страшная история для меня – это история Сарии Лакобы, супруги Нестора Лакобы, первого главы советской Абхазии, председателя Совета народных комиссаров Абхазии 1920-1930-х гг. О Сарие впервые я услышала давным-давно, в детстве, от нашей невестки Саиды Шеховой–Намитоковой, которая родилась и выросла в Абхазии. Только недавно опубликованы воспоминания невестки Сарии Адиле Аббас-Оглы «Не могу забыть!», полные ужасных и страшных подробностей.
История Сарии Лакобы, преданность своему мужу — страшная и величественная одновременно, демонстрация эпической силы духа и следование своему нравственному Закону.
Cария родилась в Батуми в состоятельной дружной семье. Хорошая семья, хорошее домашнее образование, хорошие манеры и воспитание, умение танцевать и музыкальные способности.. Привыкшая в семье отца к драгоценностям и нарядам, Сария, став женой Лакобы, умела выдержать баланс – всегда была сдержанно элегантной и, достойно неся звание первой леди Абхазии, сразу стала объектом подражания очень многих высокопоставленных дам.
На старых фото на меня смотрит молодая умиротворенная женщина - огромные глаза, черное платье, нитка жемчуга, собранные в пучок волосы и четкий пробор посередине. «Как кукла была. Большие черные глаза, ресницы как веер, брови вразлет, черные волосы. Она в жизни была красивее, чем на фотографиях. Добрая, всегда веселая», - вспоминала невестка Сарии, жена ее брата Адиле Шахбасовна.
Став мамой, Сария много внимания уделяла воспитанию сына – мальчик рос в любви и радости. Их особняк в Сухуме всегда был открыт для родственников и гостей, был образцовым хлебосольным домом, муж и жена не чаяли дущи друг в друге.
Безоблачно прекрасная жизнь была разрушена в 1936г., когда Нестор Лакоба был отравлен на ужине в доме Берии.
Через год арестована его жена Сария. «Берия хотел объявить Лакобу турецким шпионом и, главное, самым убедительным доказательством того, что это правда, должна была выступить его жена, с которой он, якобы, делился этими своими тайнами… ()…Но она оказалась единственным человеком, насколько я знаю из известных людей, которая не сдалась. Я считаю, что это женщина величайшего духа. Её вбрасывали без сознания в камеру, об этом даже есть свидетельства и грузинских женщин, с которыми она сидела. В конце концов она с ума сошла от пыток и умерла в тюремной больнице», - писал Фазиль Искандер.
Избитая, истерзанная, запытанная в течение двух лет самыми жестокими пытками, доведенная до сумасшествия… Ее пытали на глазах у сына и братьев, а братьев пытали на глазах у сестры. Когда-то цветущая 36-летняя женщина превратилась в согнутую старуху. Она не могла подняться с тюремной постели, задыхалась из-за отбитых легких. В 1939 г. Сария Лакоба скончалась в тюремной больнице в Тбилиси.
«Конкретно считать её величайшей женщиной нашей страны, не только Абхазии, а всей России, нам никто не помешает, потому что её величайшие мучения – это исторический факт. И исторический факт, что она верность мужу, верность правде его жизни поставила выше своей жизни самой…», - напишет позже Фазиль Искандер.
На первом фото – Сария Лакоба (вторая слева) с двоюродными сестрами.
На втором фото - Сария и Нестор Лакоба.
Источник фото - https://abaza.org/sariya-lakoba-vernaya-nestoru-i-abkhazii
Сария
Лакоба в центре