COVID 19 изменил ритуалы на Северном Кавказе
Коронавирус каждый день предъявляет нам новые социальные вызовы. Поездки, общение в реале с друзьями и коллегами, простые выходы на улицу – все предельно ограничено или вообще больше не существует.
Коронавирус нанес решительный удар по ритуалам на Северном Кавказе. И даже если свадьбы и юбилеи продолжают отмечаться, они уже не собирают такого количества людей и родственников, как это было в доковидную эпоху.
Если со свадебным ритуалом, днями рождения или поздравлениями по случаю рождения ребенка все просто и более-менее понятно – можно позвонить и перечислить деньги на карту, и люди в основном с пониманием относятся к тому, что кто-то решил обезопасить себя и своих близких, избегая в период пандемии посещения многолюдных мест, то с ритуалом похорон все сложнее.
Во-первых, выражению соболезнования всегда придается особое значение. Выражение соболезнования – это такая же репрезентация статуса большой семьи и рода, как и другие обрядовые практики. Во-вторых, есть люди, рядом с которыми в скорбные дни ты просто не можешь не быть.
Если поздравления можно отложить на какое-то непродолжительное время, и не будет ничего предосудительного, если люди из неближнего круга не поздравят семью «день в день», то вариации для сроков выражения соболезнования предельно сжаты. Непосещение семьи умершего родственника, соседа или коллеги извиняет только отсутствие человека в данном городе (селе) или его болезнь.
Сам ритуал давно расписан, и это упрощает твое поведение: есть матрица, в которую нужно вписаться, и вариации минимальны. Последовательность действий была ясной, незыблемой и, казалось бы, останется такой вечно.
Как только узнаешь о смерти близкого человека, то сразу нужно идти на соболезнование в дом умершего, отложив все дела. Или на следующий день прийти на похороны.
Традиционное соболезнование длится семь дней, Мужчины принимают соболезнование на улице, во дворе, а женщины - дома.
Наиболее близкие люди присутствуют на соболезновании все семь дней, они находятся все время рядом и в конце дня, когда основная масса соболезнующих уже расходится по домам, в доверительных беседах помогают родственникам пережить горе.
В традиционных культурах Кавказа в целом тактильные контакты не приняты (вспомним, что в танцах партнеры не касаются друг друга), но в такой ситуации они допустимы — все приходящие обязательно приобнимают родственников покойного - таков невербальный язык поддержки и участия.
На седьмой день соболезнование ритуально прекращается, хотя на самом деле продолжается и до года. В доме покойного до 40 дней остаются только самые близкие родственники. В Адыгее, например, все это время каждый день пекутся особые ритуальные лепешки – жамэ и раздаются соседям и близким родственникам.
После 7 дней допустимым считается прийти на соболезнование тем, кто был в отъезде, болел.
Сейчас, в новых условиях, возникают вопросы:
Как выразить соболезнование, если вся семья покойного также больна и не может принимать людей?
Кто скажет пожилым родственникам, что они могут не приезжать на похороны, ведь есть такие элементы этого обряда, где роль старших особенно важна?
Допустимо ли оповестить, что семья умершего предпочитает ограничить круг родственников в своем доме и избежать традиционного соболезнования из-за рисков, что люди, выражая соболезнование, могут заразиться?
Если выражаешь соболезнование звонком, то достаточно ли позвонить старшему в роду или надо обзвонить всех членов семьи?
Как оградить людей, которые развозят те самые поминальные пакеты с едой, от риска заражения? Ведь они заезжают в самые разные семьи и дома…
Если переводить деньги на карту, как это сделать наиболее деликатно?
В общем, вопросов много. А будет еще больше…