Обращение сенатора Арсена Канокова. Текст за текстом
Вчера комментировала для Кавказского Узла обращение 21 мая сенатора Канокова. Поскольку КУ немного его сократил, размещаю здесь полный вариант комментария.
"Арсен Каноков – один из немногих черкесских политиков федерального уровня, регулярно публично обращающийся к адыгам по ряду принципиальных для адыгского общества проблем. Его обращения всегда уместны, так как появляются в то время и при таких обстоятельствах, когда люди находятся в состоянии растерянности, неопределенности и даже беспомощности, и веское слово им просто необходимо.
Так было, когда он проявил участие в деле Руслана Гвашева; поручился за лидера общественной организации «Хабзэ» Мартина Кочесоко, и, наняв для него лучших адвокатов, лично сделал все, чтобы молодому человеку не сломали судьбу. Так было в период обсуждения в Госдуме и Совете Федерации поправок к Федеральному закону «Об образовании», касающихся изучения в школах национальных языков, - тогда его голос был чуть ли не единственным, предостерегающим парламентариев от поспешных шагов.
Для меня обращение, появившееся в аккаунте сенатора вчера, продолжает эту традицию. По стилю обращение написано в лучших традициях адыгской мужской коммуникативной культуры: оно сдержанное, мудрое, взвешенное. И очень личное, очень созвучное чувствам всех адыгов. В этом обращении есть особая пронзительность, особый нерв. В то же время, и я бы хотела это подчеркнуть, оно носит концептуальный характер, поскольку Каноков вносит в политическую и гуманитарную повестку вопросы, не потерявшие свою значимость со времени знаменитого обращения Бориса Ельцина о «необходимости объективной трактовки событий Кавказской войны как мужественной борьбы народов Кавказе не только за выживание на родной земле, но и за сохранение самобытной культуры».
Каноков пишет о необходимости честного, открытого, публичного, в том числе и академического, обсуждения этих вопросов. Объективный и честный разговор о трагических для черкесов событиях Кавказской войны и изгнания, к сожалению, с 1990-х гг. так и не получился. В лучшем случае он состоялся в тиши академических кабинетов, в худшем – был заболтан и обесценен экспертами «из ниоткуда». А в самом худшем случае – заслонен тенью памятников Зассу и Лазареву в Армавире и Сочи, где и сейчас проживают черкесы. Попытки спокойно и взвешенно осмыслить «черкесский вопрос» накануне Олимпиады-2014 носили либо предвзятый, либо имитационный характер. Объективный и честный разговор был заменен конфликтом памятников и новых мемориальных практик. Такой анализ важен для всех сторон, как пишет Каноков, отмечая, что он позволит избежать манипуляций на исторические темы, позволит избежать разобщения людей.
Второй момент, на который надо обратить внимание, – это вопрос о репатриации черкесов, поднятый Каноковым. Он честно говорит, что даже при создании нового правового режима репатриации, она не будет массовой, и это объективный факт. Прошло почти 150 лет, и черкесы, сохранив свою этническую идентичность, укоренились в государствах, ставших их новой родиной. Многие из них прославили Турцию, Сирию, Иорданию и другие страны в последующее столетие. Мне понравились слова сенатора о том, что «создание новой жизни в другой стране – это не экскурсия на родину предков, это не всем под силу».
Я как историк за любым текстом вижу другой текст, и очевидно, что на самом деле обращение Канокова адресовано гораздо более широкому кругу лиц, чем заявлено. Оно адресовано в том числе и тем, кто годами явно и скрыто создает негативный образ черкесского репатрианта, способного якобы спровоцировать то ли арабскую весну, то ли всплеск исламского радикализма, то ли вообще изменение этноконфессионального ландшафта Северо-Западного Кавказа.
Каноков справедливо подчеркивает, что создание правовых и социальных условий возвращения для тех, кто этого хочет, как бы ни мало было их число на фоне общей численности черкесской диаспоры, насчитывающей порядка 5 млн человек, поднимет престиж нашего государства. Это бы только усилило авторитет России, как справедливо пишет Каноков, на международной арене.
Писатель и ученый Мадина Хакуашева в своем романе «Дорога домой», обращаясь к Всевышнему, писала: «Сохрани крылья народу, умеющему летать!» Что такое те самые крылья в современных условиях? Это запрос государства на черкесские традиции самоорганизации, создание им условий для развития черкесской культуры и языка".