Черкесы и раньше использовали карантины. Из традиционного опыта борьбы с эпидемиями.
На Северном Кавказе эпидемии случались и раньше. Крупные эпидемические вспышки чумы на Северном Кавказе документально зафиксированы с конца XVIII в. Эпидемии чумы случались уже в 1706, 1760, 1790 гг. Особенно свирепствовала чума в г. Моздоке в 1772 и 1798 гг. и в 1801-1807 гг. Отдельно отметим эпидемии чумы в Большой и Малой Кабарде в 1801–1805 гг., где большинство пострадавших населенных пунктов приходилось на равнинную часть. Эпидемия чумы 1816–1817 гг. поразила территории современного Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик.
Историк Заурбек Кожев пишет, касаясь демографических последствий эпидемий чумы в Кабарде: «Генрих Клапрот, посетивший Северный Кавказ в 1807 г. и весьма подробно описавший места поселений и число дворов в кабардинском округе Тау-Султан («Талостанова Кабарда»), насчитал 2690 семей (дворов), большую часть которых уничтожила чума, а в Гиляхстановой Кабарде - лишь 500 семей, уцелевших от нее».
Народная медицина, конечно, не могла справиться с эпидемиями чумы, собиравшими свою кровавую жатву, но на определенные навыки и народный опыт следует обратить внимание.
1. Черкесы и раньше знали карантины, предполагавшие «закрытие» аулов, прекращение сельхозработ и иных активностей. Историк Самир Хотко в своей статье «Фактор «черной cмерти» в генезисе адыгского этнополитического пространства (xiv–xv вв.)» пишет, цитируя европейских авторов: « Тэбу де Мариньи отмечал в 1820 г., что Мехмед Индароко (Чупако), тлекотлеш из Пшады, объявил на своей территории карантин, позволивший избежать жертв от чумы, занесенной из Анатолии». В бухте Чепсин, - продолжает С. Хотко, - англичанин Дж. Бэлл наблюдал погрузку зерна для отправки в южную часть черкесского побережья: «В бухте была большая лодка, занятая погрузкой провиантов для южной области, где обработка земли была в прошлом году прекращена из-за чумы, туда занесенной».
Кстати, а поселение гостя в отдельном специальном доме – кунацкой – разве не прообраз той самой изоляции вновь прибывших из других территорий?
2. Традиционная умеренность в еде, стоическое переживание голода. Герои нартского эпоса отличались умеренностью в еде, а чрезмерный аппетит и пресыщение у черкесов считались дурным тоном, были поводом для подтрунивания и выдавали человека неблагородного происхождения. Известный этнограф М.Ю. Унарокова выделила два важных принципа традиционной системы питания адыгов – принцип умеренности, который она определила как «принцип минимального насыщения» и «принцип раздельного питания». Как считает М.Ю. Унарокова, «умеренность и сдержанность в приеме пищи, стоическое терпение и выдержка в преодолении чувства голода адыгами, особенно мужчинами в экстремальных условиях, неоднократно отмечались в литературе». В период эпидемий эти качества актуализировались, а дополнение лечебными диетами с использованием мясных бульонов, медвежьего, барсучьего, козьего жира способно было облегчить течение болезни.
3. Адыги умели лечить легочные заболевания, бронхиты, кашель. Конечно, в XXI веке мы не будем обращаться к рецептам из перетертой золы, но обратить внимание на отхаркивающие, потогонные отвары, возможно, есть смысл. Настои липового цвета, листьев смородины, отвары корней и плодов ежевики – это далеко не все, что использовали черкесы в лечении легочных заболеваний. От кашля пили молоко с маслом, молоко с козьим жиром, практиковали растирания жиром грудь и последующее укутывание. Об этом и многом другом подробно написано Галины Тхагапсовой в ее работах о народной медицине адыгов.
4. Сакральное и рациональное отношение к воде. Черкесия была полна водными ресурсами: бурные горные реки и озера, подземные источники с пресной, минеральной и термальных водами. Адыги отличались искусством поиска родников, и всю Черкесию от равнин до высоких гор, пронизывали родники и колодцы.
Адыги не только сакрализовали воду, наделяя ее магическими свойствами и возможностями, но и избирательно относились к воде, употреблявшейся в пищу. В пищу не употребляли воду из открытых водоемов, предпочитая проточную речную воду. Территория вокруг колодцев выбиралась вдали от пространств, отличавшихся скученностью, держалась в чистоте, а колодец непременно закрывался крышкой. Если вода для питья простояла сутки, ее считали несвежей и заменяли на новую. В семье не принято было пить из общей емкости для воды, а каждый член семьи набирал свою долю.
5. Чистота и чистоплотность – это альфа и омега аскетичного черкесского быта. «Они живут в своих селениях и домах очень чистоплотно: они соблюдают чистоплотность также в своей одежде и в приготовляемых кушаньях», писал Петр Симон Паллас, немецкий ученый на русской службе, посетивший Кабарду в 18 веке. «В своих жилищах, в одежде и в способах приготовления пищи у них царит величайшая чистоплотность», - вторит ему Юлиус фон Клапрот в работе «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах». И таких свидетельств очень – очень много.
Изображение - для привлечения внимания.