"Реформа похоронного обряда в Адыгее: за или против?" Онлайн-дискуссия на Кавказском Узле 28 ноября в 19.00.
28 ноября в 19.00 на Кавказском Узле состоится онлайн-дискуссия «Реформа похоронного обряда в Адыгее: за и против».
Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края не так давно издало и разместило на своем сайте брошюру «Джаназа. Краткое описание похоронных обрядов», таким образом, начав реформу похоронного обряда в Адыгее. Брошюра – итог длительных дискуссий между ДУМ РА и КК, учеными и активистами "Адыгэ Хасэ", начавшихся еще осенью 2018 г. на площадке Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований.
О необходимости упорядочения, регламентации и унификации похоронного обряда в различных республиках Северного Кавказа духовенство и активисты говорят давно.
Но именно в Адыгее, первой республике на Северном Кавказе, этот процесс принял организованный характер. К сожалению, обряд, главные функции которого в культуре – обеспечить достойный уход покойного в мир иной, и помочь людям, потерявшим близкого человека, пережить стресс, - часто превращается в нечто чужеродное по отношению к искомой культуре.
Никто не будет спорить, что в похоронном ритуале заложено много рационального – разговоры людей, пришедших выразить соболезнование, с близкими покойного, особенно многократное и подробное повторение одной и той же истории, как считают психологи, способно переработать негативные впечатления и эмоции.
Традиционное соболезнование у адыгов длится семь дней, и все это время, каждый день, с каждым вновь прибывшим человеком, эта процедура повторяется. Важно, что такое ритмичное поведение создает атмосферу сочувствия, соучастия, эмоциональной поддержки.
Наиболее близкие люди присутствуют в доме покойного в течение всех семи дней, они находятся все время рядом и в конце дня, когда основная масса соболезнующих уже расходится, в доверительных беседах помогают родственникам пережить горе.
На соболезновании (как у адыгов, так и на Кавказе в целом), разумеется, допустимо говорить не только о горе. В эти разговоры постепенно вовлекаются близкие покойного. Делается это и спонтанно, и намеренно для разрядки обстановки, снижения напряжения.
На седьмой день соболезнование ритуально прекращается, семья соблюдает траур в течение одного года. После 7 дней допустимым считается прийти на соболезнование тем, кто был в отъезде или болел. В доме покойного до 40 дней остаются только самые близкие родственники.
Это – идеальная картина, а реальность ей соответствует не всегда.
На самом деле похороны давно уже превратились в ярмарку тщеславия. Иногда доходит до абсурда. Пышные поминальные столы часто не отличаются от свадебных, а шубы, наряды и дорогие украшения женщин, выражающих соболезнования, становятся поводом для пересудов досужих кумушек.
Можно говорить и о кризисе поведения, принятого при выражении соболезнования. Кто из нас не помнит ситуаций, когда люди забывают, что находятся в доме, где люди не могут опомниться от горя, и могут позволить себе смеяться, обсуждать чужие люстры, количество хрусталя и цвет занавесок?
Появилась даже практика посещения так называемых «престижных похорон», на которых можно завести нужное знакомство и решить свои проблемы как бы в непринужденной обстановке в разговорах среди людей, принимающих соболезнования.
Притча во языцех - денежное вознаграждение для эфенди и раздача пакетов с едой на 7-дневные поминки. Пакеты часто напоминают престижный продуктовый набор, а для обычной семьи, у которой не так много родственников, это тяжкое бремя. Об этом я год назад писала в своем блоге:
Получится ли отменить "поминальные пакеты" на Кавказе?
Проблемы не заканчиваются с окончанием траурной церемонии. Каким должен быть намогильный памятник – скромным или в полный рост? Что и на каком языке там должно быть написано? Допустимо ли на памятнике изображение покойного? А деревья, посаженные у могилы (у черкесов в древности была такая традиция) и цветы (а вот такой традиции не было)? Теперь появляются уже и добротные кованые витиеватые скамейки.
Как соблюсти золотую середину – прекратить бессмысленные траты и в то же время проявить деликатность и не ворваться в сферу личного, где у каждого свое горе и каждый сам должен решить, как его пережить?
За это взялись муфтият Адыгеи и Краснодарского края, ученые, региональные власти. Для того, чтобы донести до людей смысл изданной брошюры и рассказать о о новых, основанных на шариате, правилах проведения похоронных обрядов ДУМ Адыгеи и Краснодарского края совместно с движением «Адыгэ Хасэ – Черкесский Парламент», Советом старейшин Республики Адыгея, представителями исполнительной власти проводит встречи в районах республики. Так, 14 октября 2019 г. прошло заседание в Тахтамукайском районе, а 16 октября 2019 г. – в Теучежском. Однако, новые правила встречают неприятие в некоторых аулах, так как некоторые положения новых правил по существу противоречат или традиционному адыгскому поминальному ритуалу, или сложившимся негласным правилам.
Например, такие инициативы:
- сокращение числа выступающих с прощальной речью с перспективой отмены этих речей вообще;
- ограничение круга принимающих соболезнование в доме покойного до числа только близких родственников;
- ограничение числа людей, которые участвуют в 7-дневных поминках;
- установление длительности траура в 3 дня;
- отмена годичных поминок и замена их раздачей продуктов для неимущих и родственников;
- регламентация перечня традиционных блюд на поминках;
- регламентация размера памятника и надписей на нем;
- фиксация вознаграждения эфенди.
В ходе онлайн-дискуссии обсудим следующие вопросы:
1. Реформа похоронного обряда в Адыгее – информация из "первых рук" от ДУМ Адыгеи и Краснодарского края.
2. Что в новых правилах рационально, а что категорически неприемлемо? В чем уязвимость предложенных инициатив? Механизмы контроля и воздействия, способствующие безболезненному внедрению инициативы.
3. Возможные последствия реформы: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу?
В дискуссии участвуют:
Заргуащ Абрегова, филолог, Майкоп
Алан Багаев, историк, Владикавказ
Анзор Дзеукожев, имам поселка Яблоновский, Адыгея
Нурихан Киярова, подполковник МВД в отставке, Майкоп
Руслан Машитлев, к.и.н., доцент, координатор ДУМ РА и КК по Краснодарскому краю, Армавир
Асфар Мысс, руководитель религиозной организации Тахтамукайского района Адыгеи
Шамсудин Негуч, общественный деятель, член совета «Адыгэ Хасэ», Майкоп
Аскер Сохт, зам. председателя «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края, Краснодар
Фатима Тлевцежева, преподаватель АГУ, Майкоп
Ирина Хаткова, к.филол.наук, доцент АГУ, Майкоп
Заур Хуако, выпускник Иорданского университета, Адыгея
Аслан Шаззо, журналист, администратор портала Natpress, Майкоп
Махир Цей, предприниматель,репатриант из Косово, Майкоп
Все желающие присоединиться к дискуссии. напишите мне об этом заранее в "личные сообщения" на фейсбуке. Ждем на площадке и представителей из других республик Северного Кавказа, поскольку, я уверена, нам есть, что обсудить!