"Депортации народов Северного Кавказа в исторической памяти и политическом настоящем». Онлайн-дискуссия на КУ 31 октября
30 октября - День памяти жертв политических репрессий. Мы приурочили к этому трагическому дню нашу онлайн-дискуссию.
31 октября в 19.00 на «Кавказском Узле» состоится онлайн-дискуссия «Депортация народов Северного Кавказа в исторической памяти и политическом настоящем».
Депортация народов в годы Великой Отечественной Войны является одной из наиболее трагических страниц советской истории. Среди более чем 60 народов, обвиненных советским государством в коллаборационизме и подвергшихся насильственному выселению, были и те, что при этом лишились своих национальных автономий на Северном Кавказе – карачаевцы, балкарцы, ингуши и чеченцы. Эти события имели без преувеличения катастрофические для депортированных народов последствия: сократилась их численность; за годы ссылки сформировался межпоколенческий культурный разрыв. Потеря статуса государственных автономий привела к нарушению процессов политического и социально-экономического развития в пределах своих государственных автономных образований.
Процесс частичной реабилитации репрессированных народов Северного Кавказа, их возвращения и восстановления национальных автономий начался в 1950-х годах и проходил со значительными трудностями, приводившими к национальным конфликтам. Так, например, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; между ингушами и осетинами в Пригородном районе, переданном Северо-Осетинской АССР; между балкарцами и сванами в Эльбрусском и Нагорном районах Кабардинской АССР, включенными в состав Грузинской ССР.
С середины 1960-х процесс реабилитации «наказанных народов» был почти прекращён, и лишь в конце 80-х - начале 90-х годов обрел новую динамику. Были приняты законы, признававшие право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности и национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
Вместе с тем, несмотря на то, что в настоящее время в каждой республике отмечаются национальные дни памяти жертв и возрождения, существуют мемориалы и памятники, процесс реабилитации не завершен и продолжает сталкиваться с различными трудностями. Историческая память о тех событиях, сложности ее сохранения, интерпретации, а также межпоколенческой передачи являются, возможно, наиболее дискуссионными темами, связанными с депортацией народов Северного Кавказа. Аналогичные проблемы связаны и с реабилитацией народов Крыма.
В общественном, академическом и политическом дискурсах достаточно часто появляются мнения, оспаривающие однозначную оценку политики Советского государства по принудительному переселению народов в качестве репрессивной.
Появилась тенденция переосмысления практики и масштабов Большого террора. И хотя она не связана напрямую с проблематикой депортаций народов в СССР, является показательной. Так. военные прокуроры признают законными десятки тысяч уголовных дел о репрессиях – из проверенных с октября 1991 года 270 тысяч уголовных дел, возбужденных в период политических репрессий в СССР, 180 тысяч были, по мнению прокуратуры, обоснованными.
Слышны призывы к пересмотру используемой терминологии. В 2010-е гг. некоторые историки подвергли критике использование понятия «депортация» применительно к принудительным переселениям жителей СССР в пределах границ Советского Союза. Вместо понятия «депортация» Н.Ф. Бугай и другие предложили использовать термин «принудительное переселение». Участники международного симпозиума «1937 год: Русскоязычные корейцы — прошлое, настоящее и будущее» (Владивосток, 2017 год) приняли специальную резолюцию, в которой отметили, что термин «депортация» неприменим в отношении принудительных переселений народов СССР
Новая волна романтизации образа Сталина как «справедливого отца народов» и различные инициативы по увековечиванию его памяти в новых монументах также провоцирует непримиримые дискуссии на тему депортации.
Об этом поговорим в ходе нашей дискуссии.
1. Депортация в пространстве исторической памяти, семейных историй и образования. Проблемы и перспективы сохранения и передачи знания о депортации.
2. Депортации периода ВОВ в общественном сознании и науке: кто и почему предлагает новые трактовки? Официальная политика памятных дат на Северном Кавказе – ее изменение в последние годы.
3. Депортация и реабилитация: мешает ли развитию народов память о депортациях как травме в национальном историческом самосознании?
Спикеры:
Атабиева Елена, активист, Черкесск
Булатов Айдер, директор Крымского научного центра этноконфессиональных и этносоциальных исследований, кандидат философских наук, Симферополь
Дзаурова Танзила, учредитель АНО "Историко-географическое общество "Дзурдзуки", сотрудник Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова, Магас
Дрюэ Сесиль, старший научный сотрудник Института истории Бернского университета, Швейцария
Картоев Магомет, директор Национального архива Республики Ингушетия, Магас
Костоев Ахмет, адвокат, коллегия адвокатов «Стратегия», Магас- Москва
Кратов Евгений, кандидат исторических наук, главный редактор газеты «День Республики», Черкесск
Курбанова Лидия, доктор социологических наук, Чеченский государственный университет, Грозный
Куртсеитов Рефик, кандидат социологических наук, Симферополь
Матиева Анжела, кандидат исторических наук, общественный деятель, Магас
Рамазаева Мадина, психолог, Грозный
Танайлова Валентина, аспирант Института этнологии и антропологии РАН, Москва
Темиржанов Суфьян, общественный деятель, Нальчик
Хут Людмила, доктор исторических наук, профессор АГУ, Майкоп
Чеченов Аслан, кандидат философских наук, доцент КБГУ, Нальчик
Шнирельман Виктор, доктор исторических наук, профессор, Институт этнологии и антропологии РАН, Москва
Шогенов Мурат, кандидат психологических наук, КБГУ, Нальчик
Ярлыкапов Ахмет, кандидат исторических наук, старщий научный сотрудник МГИМО (У) МИД, Москва
Всех, кому небезразлична эта тема, приглашаю принять участие в обсуждении. Для этого обязательно предварительно напишите мне в ЛС на фейсбуке.