Россия на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Отдел Кавказа. Мастера из Дагестана.
Всемирные выставки в Париже – одно из интересных явлений культуры. Впервые выставка в Париже состоялась в 1855 г. (первая в Париже, но вторая по счету). Подобные выставки должны были продемонстрировать технические и технологические успехи, сопровождались масштабными фестивалями искусства.
Они длились несколько месяцев, под павильоны отводили огромные пространства, Париж на время выставок привлекал десятки тысяч участников и миллионы посетителей. Короли и королевы, сегуны и султаны, арабские эмиры и российские императоры– все стремились побывать на всемирных выставках. Эта была площадка для обмена мнениями, а флер Парижа как столицы изящных искусств и европейской богемы придавал выставкам особый шарм.
Парижская выставка 1900 г. имела особое значение. Ее называли международным триумфом труда, прогресса и цивилизации. В выставке участвовало 35 государств, в том числе и Российская империя. Выставка должна была подытожить достижения, с которыми человечество вступало в ХХ век.
Телеграф, телефон, рентген, автомобили и поезда, паровые машины, электричество, доступный алюминий, готовое платье, оборудованные операционные – это далеко не все, что с гордостью демонстрировали в европейских павильонах, раскинувшихся на Марсовом поле.
За величественными названиями павильонов - Дворец электричества, Замок воды, Палата оптики – поступь наступающей эпохи..
В России подготовке к выставке придавали особое значение. Ее курировали на самом верху. Площадь, отведенная под экспозицию России, составила 24 тыс. кв. м.
Россия, как и все страны, имела собственные отделы в общих выставочных сооружениях. Но был построен и особый павильон - Павильон Русских Окраин. Так посреди Марсова поля вырос павильон, созданный по мотивам архитектуры Московского и Казанского Кремлей с башнями и мощными стенам. Павильон украсили 28 панно, написанных знаменитым художником К. А. Коровиным.
Русский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900г.
Внутри павильона кроме всего прочего располагались залы Кавказа и нефтяного промысла г. Нобеля, отделы Севера и Сибирской железной дороги.
Две фигуры открывали для гостей символический вход на Кавказ. В «кавказском отделении» экспонировались ткани, ковры, музыкальные инструменты, украшения, оружие, вина, домашняя утварь, образцы растений и многое другое.
Французские газеты единодушно называли кавказскую коллекцию «чудом методичности и классификации».
Большую роль в организации участия кавказских оружейников и ювелиров в Парижской выставке сыграл бакинский пробирер Витольд Згленицкий. Пробирер – это человек, определяющий пробу благородных металлов и накладывающий на золотые и серебряные вещи соответственную метку с цифрой. Згленицкий, геолог по профессии, работавший в Баку, много сделал для исследования полезных ископаемых, организации добычи нефти в регионе, занимался благотворительностью.
Згленицкий добивался открытия в Баку школы для кавказских мастеров- оружейников и ювелиров и стал инициаторов выставки в Баку, предваряющей выставку в Париже, чтобы отобрать изделия лучших мастеров. Згленицкий понимал, что не все мастера смогут выставить дорогостоящие изделия, а потому обратился с просьбой к их владельцам одолжить их для экспонирования. Он добился выдачи пособий мастерам для приобретения серебра и других материалов и не сомневался, что европейская публика оценит экспонаты по достоинству.
На Парижскую выставку были отобраны изделия 33 кавказских серебряников и оружейников из Баку, Шемахи, Елизаветполя и Дагестана.
От Тифлиса были три мастера, все дагестанцы, лакцы:
Шахши Гаджи-оглы, ранее выставлявший свои изделия в Париже в1889 г., кавказское оружие
Абдул-Рашид Абдул-Гамид-оглы - кавказское оружие
Джебраил Ибрагим-оглы - серебряное ювелирное изделие.
От Баку было 18 мастеров (их фамилии указаны в каталогах выставки), в том числе 5 дагестанцев:
Магомед Расул Мама-оглы Джандаров - трость и нагайка
Сейфула Каравали-оглы - газыри
Осман Мусаоглы Джандаров - зонтик
Муса Магомед-оглы - кавказское седло
Магомед Гаджи-оглы – изделия не указаны
Город Балаханы был представлен мастером Джебраилом Мустафа-оглы, сделавшим кокосовую сахарницу.
Но, конечно, гвоздем программы был шедевр кавказского ювелирного искусства – авторская копия декоративного серебряного блюда, украшенного эмалью, чернью, инкрустацией золотом по слоновой кости работы известных кубачинских мастеров Абдуллы Ибрагим-оглы и Мамеда Гасан-оглы. Блюдо весило 8 фунтов (3.2 кг) и было оценено в 700 рублей.
За оригинал блюда, преподнесенного в 1895 году императору Николаю II, мастера были награждены тысячью рублей и золотыми часами с изображением государственного герба России, каждый.
В Париже кавказские мастера получили высокие награды, «присужденныя экспонентам Россіи на Всемірной выставке в Париже в 1900». В классе «серебряныхъ и золотыхъ делъ мастерства» золотые медали получила коллективная выставка серебряныхъ вещей Кавказскаго кустарного производства.
На выставке были удостоены наград и мастера в классе «пряжа и ткани изъ шерсти» - почетные отзывы получила «коллекпія кустарныхъ издѣлій Кавказа». В классе «ювелирное дѣло» кавказские мастера получили бронзовыя медали.
Использована литература:
Э. Г. Ас т в а ц а т у р я н. Дагестанские мастера серебряного и оружейного дела в городах Северного Кавказа и Закавказья в конце XIX — начале XX века
http://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1976/no1/1976_1_112_Astvatsaturyan.pdf
О проекте школы золотых и серебряных дел мастеров в Баку (конец XIX- начало XX вв.) https://azerhistory.com/?p=20740
Орлов М. А. Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. — СПб.: Типография брат. Пантелеевых, 1900.
Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. - СПб.: А.С.Шустов, Тип. М.П.С. (Т-ва И.Н.Кушнерева и Ко), 1900.