28 мая онлайн-дискуссия на КУ «Исторические символы на Северном Кавказе: как избежать ловушек политизации?»
28 мая в 19.00 на «Кавказском Узле» пройдет онлайн-дискуссия «Исторические символы на Северном Кавказе: как избежать ловушек политизации?»
25 апреля черкесы отмечали День черкесского флага. Черкесский флаг является не только общенациональным флагом, для Республики Адыгея он стал флагом государственным. После выхода Адыгейской автономной области из состава Краснодарского края и провозглашения самостоятельного субъекта Федерации – Республики Адыгея он в марте 1992 года был утверждён Верховным Советом республики в качестве её государственного флага.
Праздник День черкесского флага существует с 2009 года. В Майкопе, Нальчике и Черкесске 25 апреля традиционно проходят шествия молодежи с национальным флагом, в том числе с участием всадников и автомобилистов. День флага отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, а также во многих странах, где проживает черкесская диаспора.
Однако в этом году Кабардино-Балкария стала единственной республикой, где шествия с флагами не были согласованы. В День черкесского флага силовики в Нальчике останавливали всех, кто ехал на автомобилях и мотоциклах с флагом, несколько активистов были оштрафованы.
Данное событие не могло остаться незамеченным, полемика и реакция в социальных сетях продемонстрировали высокую чувствительность (особенно – со стороны молодежи) к факту изъятия флагов и задержанию активистов.
События 25 апреля актуализировали проблемы исторической памяти, исторических символов, тему региональной и общегражданской идентичности.Праздник, имеющий уже 10-летнюю историю и насквозь лишенный бюрократического официоза, превращается в нежелательный. Опыт показывает, что запрет на обсуждение и замалчивание острых тем, по которым нет консенсуса у ученых и идеологов, приводят к противоположным результатам: информацию, как правило, некачественную и тенденциозную, а часто и провокационную, молодежь получает в социальных сетях и телеграмм-каналах.
Об этом, опираясь на кейс с черкесским флагом, поговорим в ходе нашей дискуссии.
1. Почему в Кабардино-Балкарии не состоялось шествие с флагами: недоработка организаторов или позиция региональных властей? Причины задержаний людей с флагами: чего опасаются власти и какие риски видят в демонстрации национальных символов?
2. Как трансформируются национальные символы и почему не учитываются новые контексты их бытования? Черкесский флаг: история и новые смыслы. Какую информацию о флаге нужно распространять накануне праздника?
3. Проблема и последствия замалчивания сложного восприятия исторических сюжетов и символов, отсылающих к периоду Кавказской войны и вызывающих неоднозначные трактовки в республиках Северного Кавказа. Например, День чеченской женщины. Образ имама Шамиля в Дагестане.
4. Как сделать, чтобы образы прошлого и исторические символы выступали не факторами разъединения и взаимных претензий, а служили укреплению общероссийской национальной идентичности. Возможно ли это в принципе?
Спикеры:
Агуей Науруз, общественник, Нальчик, КБР
Алоев Тимур, кандидат исторических наук, КБИГИ, Нальчик, КБР
Апселямова Алиме, кандидат политических наук, Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь, Крым
Богатырев Ильяс, журналист, президент фонда "Эльбрусоид", Москва
Гаджиев Зураб, кандидат исторических наук Махачкаала, Дагестан
Жигунова Лидия, профессор университета Тулейн, США -КБР
Кочесоко Мартин, руководитель ООО «Хабзе», Нальчик, КБР
Кратов Евгений, кандидат исторических наук, Черкесск, КЧР
Курбанова Лидия, доктор социологических наук, ЧГУ, Грозный, Чеченская Республика
Магомед Магомедов, блогер, журналист, Махачкала, Дагестан
Хакуашева Мадина, доктор исторических наук, КБИГИ, Нальчик, КБР
Савин Игорь, кандидат исторических наук, Институт востоковедения РАН, Москва
Сажин Игорь, правозащитник
Сохт Аскер, заместитель председателя Адыгэ Хасэ Краснодарского края
Тайсаев Джабраил, кандидат философских наук, этнолог, Северо-кавказский институт искусств, Нальчик. КБР
Все желающие присоединиться к обсуждению, напишите в личные сообщения на фейсбуке.