"Границы Кавказа. Память VS карты". Онлайн-дискуссия на КУ 29 октября в 19.00
29 октября в 19:00 на «Кавказском Узле» состоится очередная онлайн-дискуссия на тему "Границы Кавказа. Память VS карты".
Осень 2018 года выдалась на Северном Кавказе жаркой. Сначала события в Кенделене, закончившиеся большим количеством пострадавших и сменой главы Кабардино-Балкарии, а затем двухнедельный митинг в Магасе против новых границ между Чечней и Ингушетий, обнаживший множество проблем как региональной, так и федеральной кавказской политики.
Казалось бы, это два отдельных события, случившихся в разных республиках Северного Кавказа. У каждого из них свои собственные причины.
Напомню, что в сентябре исполнилось 310 лет со дня Канжальской битвы, завершившейся победой кабардинского войска над крымско-турецким войском Каплана-Гирея. Сражение произошло у горы Канжал, на территории Зольского района современной Кабардино-Балкарии. Итоги этого сражения оказали, как свидетельствуют многие историки, значительное влияние на дальнейший ход российской и восточно-европейской истории.
Кабардинские активисты решили отметить годовщину битвы конным шествием к горе Канжал, однако в силу ряда обстоятельств, о которых подробно писал «Кавказский Узел», идея отметить историческую дату конным шествием, что могло стать интегрирующим фактором для многонациональной республики, возродила конфликтный дискурс, в который были вовлечены люди разных поколений, национальностей и профессий.
Второе событие – это двухнедельная массовая акцияпротеста в столице Ингушетии Магасе. В результате подписания договора между главами Ингушетии и Чечни, установившего границы между республиками, жители Ингушетии, возмущенные секретным характером переговоров о границе, обвинили Юнус-Бека Евкуровав передаче части ингушских земель Чечне без проведения референдума.В течение 13 дней тысячи людей добивались отмены соглашения о границе на главной улице Магаса.
Что объединяет эти два конфликта?
-Оба конфликта имеют свое обоснование в истории и связаны с темой исторической памяти, символических смыслов родной земли и сакральных территорий
- Оба конфликта, так или иначе, актуализируют тему депортаций и исторической справедливости, дискурс о компенсации утраченного
-Оба конфликта продемонстрировали высокий протестный потенциал и уровень этнической мобилизации
- Оба конфликта свидетельствуют о кризисе легитимности региональной власти
-Оба конфликта остались незавершенными, хотя кейс Кенделена по внешним формальным показателям завершен.
Оба этих конфликта – о границах Кавказа и границах на Кавказе.
Что такое границы вообще? Граница — воображаемая линия, проведенная между межевыми знаками или пограничными столбами, и, казалось бы, видна только на географических картах. Существуют границы реальные и границы сакральные. В определенных исторических и политических контекстах реальная граница становится сакральной, вернее, актуализируется ее символическая составляющая. В ментальной карте любого народа сакральные границы имеют определенные функции.
Они защищают свою сакральную территорию, то есть сознательно выделяемую и маркируемую часть культурного ландшафта этноса, играющую важную роль в формировании и функционировании его традиционного мировоззрения; в процессах этнической самоидентификации; в культурном, демографическом и социально-экономическом воспроизводстве.
В свою очередь сакральные территории выражают и хранят ключевые мировоззренческие идеи и ценности данной этнической общности, обеспечивая передачу из поколения в поколения большого массива традиционных знаний;
- в пределах сакрального ландшафта сохраняется и воспроизводится историческая память народа;
- здесь формируется общее чувство родства между членами данной этнокультурной общности («свой-чужой»), что является фактором ее непрерывного существования во времени;
- сакральная территория вызывает у людей особые эмоциональные чувства - благоговения, восхищения и катарсиса.
Вот почему историческая память и этноисторический дискурс являются неотъемлемой составляющей представления о границах на Северном Кавказе.
В ходе дискуссии будут обсуждены следующие вопросы:
1. О чем говорит опыт Кенделена и Магаса? Какие проблемы и противоречия на самом деле стоят за этими событиями? Почему вопрос о границах принял такую остроту?
2. Какие потенциально опасные конфликты, связанные с проблемами границ, могут возникнуть на Кавказе?В каком случае они могут стать триггерами для этнической мобилизации?
3. Что делать, чтобы такие события не повторились?
Спикеры:
Основной докладчик – Гуня Алексей, доктор географических наук, Институт географии РАН
Албогачиева Макка, кандидат исторических наук, Кунсткамера, Санкт-Петербург
Алоев Тимур, кандидат исторических наук, КБИГИ, Нальчик
Бегеулов Рустам, доктор исторических наук, профессор КЧГУ, Карачаевск
Беков Якуб, кандидат юридических наук, Москва
Бешто Аслан, общественный деятель, Нальчик
Волхонский Михаил, кандидат исторических наук, МГИМО МИД (У), Москва
Кабард Андзор, общественный деятель, Москва-Нью-Йорк
Мусхаджиев Саид, кандидат исторических наук, МГТУ, Майкоп
Оздоев Магомед, член коллегии Экспертного клуба "КавказPro", Ингушетия
Осмаев Аббаз, доктор исторических наук, Грозный
Сухов Иван, кандидат исторических наук, редактор отдела "Общество" ежедневной газеты "Коммерсантъ" ИД "Коммерсантъ", Москва
Шогенов Мурат, кандидат психологических наук, доцент КБГУ, Нальчик
Дисклеймер. Дискуссия не ставит своей целью определение правых и виноватых, но призвана смоделировать будущее без конфликтов.
Все, кто хочет принять участие в обсуждении, напишите мне в ЛС в фейсбуке.