"Стреляющие свадьбы" опять актуальны...
"Кавказский Узел" напечатал материал об очередном случае стрельбы на свадьбе в Адыгее.
Поскольку тема стрельбы на свадьбах так или иначе остается среди обсуждаемых новостей и периодически возникает в разных регионах Северного Кавказа, ответим на несколько вопросов:
1. Что такое свадьба и каковы ее символические коды? Разумеется, кратко и самое основное.
2. Почему свадьба во всех культурах – церемония шумная? И не только за счет стрельбы, как на Кавказе.
3. Почему «стреляли и будут стрелять» и что делать?
Любой обряд, и свадебный в том числе, имеет не только прагматический, но и семиотический смысл. То есть, обряд – это не просто последовательность определенных действий, это – особый текст, наполненный символическим смыслом.
Свадебный обряд, как наиболее значимый для социума, демонстрирует максимум кодов. Организация свадебного пространства, действующие лица свадьбы, свадебные песни, тосты, реплики и произносимые ритуальные тексты, жесты и танцы, действия с предметами – все это имеет огромное символическое значение. Или имело в традиционной культуре, а сегодня утрачено.
Среди многочисленных свадебных кодов – звуковой код, частью которого является свадебный шум. Это может быть шум свадебных колокольчиков свадебного поезда или, например, шум серебряных свадебных украшений невесты. Или звон от разбиваемой посуды. Это могли быть взрывы петард или стрельба. Впрочем, стреляли во время свадебной процессии не только на Кавказе, как мы увидим ниже.
Стрельба из оружия на свадьбе, распространенная у многих народов, является магическим средством для отгона "злых сил", способных навредить невесте, жениху и самому обряду. Стрельба, как и любой ритуальный шум - крик, стук, звон, разбивание посуды - имела целью отогнать злых духов от молодых супругов, обеспечить им взаимопонимание в семье, рождение детей и материальный достаток.
Кроме шума, издаваемого выстрелом, служащего для отпугивания злых духов, определенную роль в данной ситуации играла и личность стрелявшего. Им мог быть не всякий, а благополучный во всех отношениях мужчина.
На всем Северном Кавказе при приближении к населенному месту, где находился дом невесты, участники свадебной процессии возвещали о себе стрельбой из пистолетов и ружей, игрой на гармошке и пением.
Как только свадебный кортеж с невестой из отцовского дома трогался, ехавшие с двух сторон всадники-друзья жениха начинали стрельбу и джигитовку.
Когда свадебный поезд заезжал во двор жениха, по традиции стреляли в воздух. У хунзахцев, например, это делали жених и его друзья, которые, поднявшись на крышу дома, наблюдали сверху за происходящим во дворе.
У казаков Северной Осетии приезд жениха и невесты в дом жениха выглядел так: молодых встречают стрельбой и осыпают монетами, орехами, хмелем, конфетами. Затем молодожены просят благословения у родителей. Родители выходят на порог, на вышитом полотенце держат хлеб-соль. Молодожены отщипывают по кусочку. Родители делают им наказы….
Впрочем, стреляли не только на свадьбах, но и при любом радостном событии – состоявшемся сватовстве, при рождении мальчика, при приглашении гостя на свадьбу.
У табасаранцев гости, приглашенные на свадьбу из других сел, заранее распределялись по родственникам и соседям. Чтобы сообщить гостю о приглашении, человек, который будет на время свадьбы принимать гостя в своем доме, шел в дом приглашенного со сладостями. Около дома будущего гостя он производил один выстрел, означавший, что явился человек с приглашением на свадьбу.
В Абхазии после родов родственницы и соседки приходили к роженице с поздравлениями и подарками (приносили деньги, ткани, продукты). Мужчины стреляли из револьверов.
На Кавказе была известна и поминальная стрельба, например, у абхазов. Стреляли из ружей в заранее подготовленную мишень.
Выстрелы, шум и крики, звон разбиваемой посуды, взрывы петард сопровождали свадебную процессию и перевоз приданого у всех европейских народов. (См. Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М.: Индрик, 2011).
У черногорцев удачное сватовство завершалось тем, что сваты стреляли из окна. У южных славян специальные всадники оповещали о прибытии свадебного поезда стрельбой и получали за такое известие вознаграждение. По пути к венчанию у чехов Моравии и у словаков стреляли из пистолетов. На Русском Севере стрельбой знаменовался приезд свадебной процессии к венчанию, отъезд от церкви и путь от венчания. По прибытии к дому жениха у архангельских поморов из ружей стреляли соседи из окон. Стреляли из ружей на свадьбах и в северном Прикамье.
Таким образом, стрельба из ружей на свадьбах – отнюдь не специфически кавказское явление. Даже если ее символический смысл уже не осознается теми, кто стреляет на свадьбах, эта часть свадебного обряда будет существовать как проявление маскулинной культуры.
В связи с тем, что иногда стрельба на свадьбах заканчивается и ранениями, и трагическим случаями, в Чечне, например, мэрия Грозного в 2015 г. запретила стрельбу на свадьбах, а в Майкопе выставляется свадебная полиция, чтобы свадебный кортеж не нарушал правил движения, а торжество обошлось без выстрелов.
«Стреляющие свадьбы» в центре Москвы шокируют и пугают людей, да и в регионах часто заканчиваются возбуждением уголовных дел по факту стрельбы.
Что делать? Один вариант – директивно запретить стрельбу на свадьбе, ввести высокие штрафы, что, по понятным причинам, не будет эффективным. Другой – строго регламентировать стрельбу, не допуская ее в городах и на трассах среди большого количества посторонних людей. В обоих случаях нужны механизмы, обеспечивающие контроль над выполнением прописанного.