"Светское и религиозное: уроки Дагестана для Северного Кавказа". Онлайн-дискуссия на Кавказском Узле 24 августа
24 августа в 10.00 - 11.30 состоится онлайн-дискуссия "Светское и религиозное: уроки Дагестана для Северного Кавказа"
С 2016 года в Махачкале кипят страсти по поводу строительства православного собора на территории парка Ак-Гёль. Протесты, иски к мэрии, городскому управлению архитектуры, местному собранию депутатов и Махачкалинской епархии, решения судов разных инстанций, камеральная землеустроительная экспертиза о принадлежности земли, отведенной под строительство собора, резонанс в СМИ и социальных сетях все еще не поставили точку в этом вопросе.
Большое число горожан возражает против возведения храма в городском парке, так как это нарушает их право на благоприятную окружающую среду и препятствует доступу к озеру Ак-Гёль. Кроме того, парк является единственным в данном густонаселенном районе.
Этот локальный случай обнажил серьезную проблему, существующую на Северном Кавказе достаточно давно, обсуждение которой пока ограничивалось уровнем отдельной республики, а именно - проблему соотношения светского и религиозного на Северном Кавказе.
На примере Дагестана видно, как сфера религиозного становится органической частью современного государства и общества. По официальным данным Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД на начало 2017 года в республике действовали 2537 религиозных объединений, 2479 из которых исламские, 1273 джума мечети, 899 квартальных мечетей, 265 молитвенных домов, 6 вузов, 15 медресе, 1 Союз исламской молодежи и 19 шиитских мечетей.
Пятничная молитва в джума-мечетях республики собирает порядка 240 тысяч мусульман. Количество религиозных организаций в республике непрерывно растет и сегодня достигает примерно 4 тысяч.
По данным социолога и кавказоведа Энвера Кисриева на 2007 год в Дагестане проживали 19 шейхов суфийских тарикатов, которые имели не менее 50 тысяч мюридов. По источникам разного уровня в Дагестане насчитывается 23 шейха, за которыми стоят более 100 тысяч мюридов.
Дело не только в количественных показателях. Развитие религиозного образования, наличие шариатской юрисдикции, появление религиозной прессы, телевизионных программ, интернет-порталов, телеграмм-каналов, исламской халяльной индустрии – все это приметы последних 20 лет.
Более того, налицо взаимодействие светского и религиозного во власти. Многие чиновники заявляют о следовании тому или иному тарикату и суфийскому шейху, а власть стремится получить религиозную санкцию своих действий. Даже в тех регионах Кавказа, где еще года 3 назад это было невозможно. Религиозные деятели стали участвовать в политическом процессе и уже являются влиятельной силой в обществе.
С другой стороны, есть тенденции и секуляризации Кавказа.
В ходе нашей дискуссии будут обсуждаться следующие вопросы:
1. Светское и религиозное в республиках Северного Кавказа: конфликт или взаимодействие? Речь идет о навязывании религиозного образа жизни или возвращении к истокам своей культуры?
2. Светское и религиозное – тенденции и перспективы развития: демаркационные линии или поиск взаимодействия?
3. Интеграционная модель «светского и религиозного» на Кавказе – какой она должна быть Как должно вести себя светское общество в условиях расширения конфессионального пространства? Какое содействие обществу и власти могут оказать религиозные авторитеты и религиозные институты? На какой основе должно строиться взаимодействие светского и религиозного?
Спикеры:
1. Амиль Саркаров, заместитель главного редактора РИА "Дербент", вице-президент ФЛНКА, Махачкала -Москва
2. Расул Кадиев, адвокат, Махачкала
3. Светлана Анохина, журналист, шеф-редактор сайта «Даптар», лауреат премии СЖ РД «Золотое перо», лауреат Госпремии Республики Дагестан
4. Евгений Иванов, аспирант ГУ-ВШЭ
5. Евгений Кратов, главный редактор газеты «День республики», кандидат исторических наук, Черкесск, Карачаево-Черкесия.
6. Екатерина Сокирянская
7. Аслахан
8. Денис Соколов, руководитель Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM, Москва
9. Ирина Стародубровская, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института Гайдара
10. Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, МГИМО МИД (У), Москва
11. Марк Янгмен, университет Бирмингема
12. Од Мерлин, профессор Брюссельского университета
13. Джеф Рател, профессор университета Канады.
Все желающие присоединиться к дискуссии пишите мне в ЛС в фейсбуке.