Пеший тур по Тбилиси. Экскурсии, которые учат любить твой город и страну.
Мы в Тбилиси. Как всегда в поездках, заранее договорились об индивидуальной пешеходной экскурсии. В назначенное время наш гид Георгий ждал нас для прогулки по городу. Таких, как Георгий, вернувшихся на родину относительно недавно, в Тбилиси немало. Георгий родился в Тбилиси, в неспокойные 1990-е гг. с родителями уехал в Москву, где учился в школе. Потом поступил в питерский университет и получил какую-то невероятно сложную специальность, связанную с логистикой в авиации. Работа в течение 10 лет в аэропорту Пулково не сулила перспектив, хотя, как признался Георгий, дело он свое любил и был человеком ответственным. Поэтому, поразмыслив, Георгий решил бросить Питер с налаженной и монотонной работой и вернулся в родной Тбилиси. Здесь он работает в туристическом агентстве и придумывает авторские экскурсии.
Экскурсия получилась очень насыщенной и правильно организованной, несколько часов пролетели незаметно. С холма на холм мы перекатывались от эпохи к эпохе, и эхо побед Вахтанга Горгасала расползалось в знаменитых тбилисских кружевных балкончиках и мантильях грузинских аристократок, а жуткие истории о 1990-х гг., крысах на улицах, отсутствии воды, тепла и света, ворах в законе заканчивались happy end’ом реформ.
Прелесть и правильность таких экскурсий заключается в сухом остатке их послевкусия. А в сухом остатке Грузия воспринимается как:
- многонациональная страна, где органично уживаются народы и культуры. Например, среди почитаемых ГПЦ святых немало негрузин, и в первую очередь на ум приходят армянка - мученица Шушаник и араб - блаженный Або, небесный покровитель Тбилиси.
Историю Або Георгий рассказал подробно: «Задолго до своего приезда в Картли Або занимался изготовлением благовонных масел в Багдаде. В то время Картли была под управлением арабов, называлась Тбилисский эмират и подчинялась Арабскому халифату, В Багдаде Або познакомился с правителем Картли Нерсе Эристави, находившемся в багдадском плену как организатор антиарабского восстания. Когда последний был отпущен, 17 –летний Або вернулся в Тбилиси вместе с ним. Або заинтересовало христианство, вскоре он крестился в Хазарии и стал проповедовать христианство среди арабов в Тбилиси, за что был заключен в тюрьму новым эмиром, но не отрекся от христианства даже под угрозой смерти и был обезглавлен. Тело его отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура), сожгли, а золу сбросили с моста в реку».
- Грузия – страна, где уживаются все религии. Георгий нашел такую точку, откуда были видны Армянская григорианская церковь, мечеть, где одновременно могут молиться и сунниты, и шииты, синагога, а потом повел нас в Сионский православный храм, где хранился Крест Святой Нино, сделанный ею из веток винограда.
- Грузия – страна современная, дипломы ее главных вузов не надо подтверждать в Европе, а совсем недавно граждане Грузии стали летать в зону Шенгена без виз. Например, билет из Тбилиси в Лондон может обойтись вам в 35 евро.
- Грузия - страна комфортная, а Тбилиси – идеальный город для прогулок. Здесь много уютных зеленых уголков со скамейками и фонтанами, много парков, а монотонность улиц нарушают скульптуры. Знаменитый памятник фонарщику и мальчик–тамада, археологический исходник которого составляет всего 4 см., стали символами города.
- Грузия – страна, сохраняющая историю. В Тбилиси, как и в Москве, уже несколько лет осуществляется реновация, и работает программа по обновлению ветхого жилищного фонда. Однако, если вы думаете, что в старом городе живут только богатые люди, то ошибаетесь. На время реставрации, то есть замены труб, проводок, ремонта, колоритные бабушки из тбилисских двориков были поселены в другое жилье, а затем вернулись в свои дома. Жизнь вошла в свою колею: бельевые веревки снова протянулись от балкона к балкону, цветные коврики устроились на перекладинах, задымились ароматы кофе и хачапури, сонные коты уснули на своих местах, а городские новости стали снова курсировать от соседки к соседке.
Идеальная реставрация проведена на проспекте Агмашенебели, здесь действительно очень красиво, каждый особняк уникален как по стилю, так и по цвету: бежевое, карамельное, зефирное, фисташковое, нежно-голубое, благородное серое обступает тебя с двух сторон.
Все сказанное не отменяет проблем. Например, не все довольны итогами реновации, якобы она делалась в спешке и не всегда соответствовала архитектурным стандартам. К тому же, стоит сделать пару шагов в сторону от кукольных домиков с балкончиками, как окажешься среди неухоженных дворов с затхлостью, темными сырыми парадными, выбитыми окнами и облупившимися стенами. Впрочем, таковы все города. И это не отменяет всеобщей любви к Тбилиси, такому, какой он есть.
На проспекте Агмашенебели некоторые участки напоминают арабские кварталы – здесь полно арабских ресторанчиков, играет громкая арабская музыка, пахнет сладкими ароматами кальянов. И хотя я за то, чтобы «расцветали все цветы», думаю, что эта нарочитость разрушает дух Тбилиси. Тот самый, который сложился из описаний русской литературы, из стихов Пастернака и Мандельштама, грузинского советского кино и восторженных впечатлений современных туристов.
Вообще, туристов из Ирана и арабских стран очень много. Как говорят, им нравится хороший климат, грузинская природа с ее вариациями от снега в горах до морского побережья, большое количество зелени и воды, вкусная и недорогая еда и выпивка. Кстати, среди сувениров- магнитиков (обычно представлявших виды Грузии, реплики картин Пиросмани или кулинарную тему (хинкали, вино и т.д.)), появились магнитики с изображением пышнотелых красавиц с гипертрофированными формами. Продавщицы говорят, что у восточных туристов они пользуются большим спросом.
Наконец, Грузия – страна безопасная. Можно спокойно гулять по городу, не опасаясь уличных краж или угона машины. В городе круглосуточное патрулирование, много полицейских, которые в случае необходимости вырастают как бы ниоткуда. Несмотря на хаотичное движение транспорта, отсутствие светофоров и зебры на дорогах, водители вежливые и всегда останавливаются перед пешеходами. В уличных зазывалах нет никакой навязчивости. Правда, появились попрошайки, но их разгоняет специальная туристическая полиция.
Стена у театра Резо Габриадзе...
Вечерний Тбилиси. Вид с Метехского моста на Нарин-калу.