Памяти Халида Ачоха...
Знаете ли вы, что памятники Пушкину в Майкопе и Краснодаре, памятник художнику Илье Репину в Краснодаре, бюст певца Поля Робсона в Историческом музее Алма-Аты и многое другое сделал наш земляк, мастер своего дела, литейщик Халид Амирзанович Ачох?
Восхищаясь той или иной скульптурой и ее автором, мы несправедливо забываем о мастерах – литейщиках, без которых самая смелая фантазия скульптора осталась бы проектом, потому что ее воплощение невозможно без четкого расчета и мастерства литейщика.
9 марта 2018 года Халида Амирзановича не стало, и его коллеги сказали о нем столько теплых слов, что я решила обязательно написать о нем в блоге.
Халид Ачох родился в ауле Тахтамукай в 1939 году, рано в один день во время войны потерял родителей и вместе с сестрой вырос в детском доме. Халид и Сура оказались в разных детских домах: он – в ст. Староминской, сестра – в г. Ейске.
Халид закончил ремесленное училище, где впервые познакомился с технологией художественного литья. Могу предположить, что как истинный Мастер, он ценил сам процесс приручения стихий, когда из огня, воды и металла рождались новые формы.
После окончания училища в 1957 году Халид вместе с ребятами-однокурсниками был направлен по распределению в Павлодар, в Казахстан, где работал эвакуированный еще во время Великой Отечественной войны завод «Октябрь». На заводе работали классные специалисты из ссыльных немцев, но они, как вспоминал позже Халид Амирзанович, не торопились делиться секретами мастерства, были скрытными, ничего не показывали и ничему не учили – словом, не хотели конкуренции со стороны молодых и резвых.
Однако уже через года полтора Халид Ачох смог освоить те навыки, благодаря которым с ним стали считаться как с первоклассным специалистом.
Как-то на завод в Павлодаре пришел скульптор Лопатин и попросил отлить бюст певца Поля Робсона. Однако его проект показался столь трудоемким и технически сложным, что даже именитые братья Ангольды, прославленные литейщики завода «Октябрь», отказались браться за работу. Зато Халид Ачох, уговорив Ангольда-старшего на отливку бюста, сделал все безупречно. Позже по образцу, сделанному Халидом Ачохом, был отлит аналог из стекла, подаренный знаменитому певцу.
В 1962 году Халид решил вернуться на родину и сразу же устроился на работу рабочим литейного завода им. Седина в Краснодаре. Когда-то этот завод был гигантом кубанской индустрии и поставлял свою продукцию в 57 стран мира.
Работа литейщика всегда была нелегкой, даже рискованной. Но, как признавался самым близким друзьям Халид, ничто не сравнится с чувством, когда ты видишь, как из расплавленного кипящего бесформенного металла получается скульптура.. Халид Амирзанович в одном из своих интервью говорил:
«Из металла можно сделать все, что душе угодно, лишь бы присутствовали три компонента – желание, время и знания. Человек не всегда знает, на что он способен, но, если он возьмется за дело и вложит в него свою душу, любовь и желание, то может добиться успеха».
Часто по профсоюзным путевкам Халид ездил за границу и любил отделиться от группы, чтобы побродить по городу и увидеть памятники, скульптуры, пойти в музеи.
Старожилы завода говорят, что однажды Халид изготовил океанскую ракушку, столь идеально повторив ее природные изгибы, что из нее был слышен звук волн.
Халид Амирзанович принимал участие в изготовлении памятника знаменитой летчице периода ВОВ Евдокии Бершанской, который стоит в аэропорту Краснодара; сделал несколько мемориальных досок известным в Краснодаре людям. В станице Старощербиновской стоит памятник политзаключенным его работы. Из бронзы им были вылиты бюсты маршала Жукова, художника Репина, Глеба Седина, Святого Ильи-Пророка и др.
Полумесяц над Тахтамукайской мечетью и фигурная ограда мечети – тоже его работа. Халид Ачох - автор барельефа на памятнике погибшим в ауле Натухай.
Халид Ачох всегда уважительно относился к своим учителям, старым мастерам, к опытным сединским литейщикам и заводским художникам. Лауреат Сединской премии, член Совета старейшин завода. Три года подряд становился лучшим формовщиком Краснодара. Заслуженный машиностроитель Кубани.
Сегодня мы забыли, что создавать что-то своими руками – это редкий дар, поэтому, гуляя по Майкопу, не забудьте посмотреть на памятник Пушкину работы Халида Ачоха.