«Свадебный сезон на Северном Кавказе: цена престижа и новые траектории». Онлайн-дискуссия на КУ
25 июня в 19.00 на Кавказском Узле состоится онлайн-дискуссия
«Свадебный сезон на Северном Кавказе: цена престижа и новые траектории».
На Кавказе лето и начало осени – время свадеб. В каждой культуре и локальной традиции свадебный обряд – это сложное регламентированное действие, социальный ритуал, который, на самом деле, есть не что иное, как система изменений в жизни двух семей и обретение молодыми людьми – женихом и невестой – новых социальных статусов. Свадьба, являясь одним из самых важных событий в жизни человека, выполняет и коммуникативные функции, служит инструментом консолидации родов, а также площадкой, где знакомятся молодые люди, а значит, способствует новым свадебным ритуалам.
Свадьбы на Северном Кавказе всегда имели большое значение, сопровождались многочисленными обрядовыми действиями и являлись показателем влияния и успешности того или иного клана. Во времена СССР свадьбы пытались «модернизировать» сверху, особенно в городе. Тогда впервые появилась регистрация брака в ЗАГСе, белое платье и фата невесты, аренда ресторанов для проведения торжества и многое другое. Среди самых ярых комсомольцев стало допускаться совместное публичное появление жениха и невесты.
В конце 1990-х — 2010-х гг. изменения свадебного обряда на Северном Кавказе стали более динамичными. Из того, что лежит на поверхности, отметим:
- изменения в свадебной одежде (роскошное белое и, нередко, декольтированное платье невесты; обязанность стороны невесты оплатить покупку одинаковой ткани для платьев подружек невесты);
- новую организацию пространства свадьбы (обязательность супердорогих одинаковых машин для свадебного эскорта; украшение банкетного зала цветами и лентами; отдельный свадебный стол для новобрачных в центре банкетного зала; выездная регистрация брака непосредственно на свадебном банкете; салюты в честь молодых);
- изменение публичного поведения жениха и невесты (в некоторых регионах уходит в прошлое традиция свадебного скрывания жениха; совместное разрезание торта и «угощение» им друг друга; танец жениха и невесты; бросание букета невесты; запускание голубей; свадебное путешествие);
- новые атрибуты свадебной обрядности (публичная демонстрация дорогих даров невесте с называнием фамилий и имен дарующих).
Сегодня с полным основанием можно говорить о существовании на Кавказе свадебной индустрии – сценарий свадьбы, приданое (знаменитые «чемоданы невесты»); подготовка самой невесты (от выбора свадебного платья до макияжа); сервировка и обслуживание стола; музыканты, танцоры и певцы для гостей; фотографы и операторы – все ключевые моменты готовы взять в свои руки специальные агентства. Появились агентства, организующие так называемые этносвадьбы. В последние годы строятся рестораны для проведения свадеб с соответствующими кавказской специфике атрибутами – большими площадками для танцев и несколькими залами для разных возрастных категорий гостей.
Свадьбы оказываются непростым мероприятием не только для хозяев, но и для гостей. Об актуальности проблемы говорит этот комментарий, присланный мне из Дагестана:
«Посещение свадьбы всегда сопряжено с расходами, а если приходится ходить на свадьбы каждую неделю, то расходы весьма ощутимы. Мне кажется в Дагестане рядовой обыватель тратит на это примерно 3-5 тысяч ежемесячно, при том, что средняя з\п в республике составляет 12-15 тыс. рублей. Вот и получается, от такого обычая выигрывает индустрия: владельцы банкетных залов, свадебных салонов и пр. Поэтому этот обычай необходимо пересмотреть. Во всяком случае, 90% населения, которые живут средне, точно не стоит устраивать свадьбы на несколько сотен человек. Гораздо лучше потратить эти деньги на развитие своих детей или на то, чтобы дать им старт в жизни».
В ходе нашей онлайн-дискуссии мы планируем осветить следующие вопросы:
1. Современная свадьба на Северном Кавказе: обрядовые новшества и экономические проблемы в 2010-е гг и по состоянию на 2018 год.
В этой части поговорим не только о новейших элементах современной свадебного обряда, но и об его экономическом аспекте. Стремясь сыграть свадьбу для сына и выдать замуж дочь «не хуже чем у людей», семьи берут кредиты и деньги в долг. Появилась даже новая разновидность свадебных ростовщиков, которые занимают семье средства на все расходы, а затем возвращают долг за счет денег, которые принесли гости. Во сколько обходится семье свадебное застолье? Каковы основные статьи расходов для родителей и родственников молодых? Приданое невесты и вклад семьи жениха – это ярмарка тщеславия или реальная помощь молодой семье? Как молодые люди зарабатывают на свадьбу, и окупает ли свадьба сама себя? Как быть, если у родителей остаются долги после свадьбы детей?
2. Что такое этносвадьба? Какой на нее спрос, сколько это стоит и что включают организаторы в этнографическую часть свадьбы?
3. Влияние ислама на современную свадебную обрядность. Обращение к аскетичной свадьбе–мавлиду как протест против дорогостоящих торжеств. Опыт Дагестана.
Далее обсудим как на кавказскую свадьбу влияет ислам. Наряду с удорожанием и модернизацией свадебного ритуала наблюдается и другая тенденция. Во многих районах, прежде всего в Дагестане, появилась свадьба-мавлид. Этот ритуал не столь длительный и не требует огромного количества гостей. Здесь нет спиртного, свадебных кортежей и других пафосных атрибутов. В религиозных семьях на свадьбах нет музыки и танцев, кроме речитации (распевов) текстов-нашидов в честь пророка Мухаммада.
Существуют и промежуточные варианты. На пышной свадьбе появляются отдельные столы для соблюдающих мусульман, куда не подается алкоголь. Или же свадьба полностью безалкогольная, но с былым размахом.
4. Перспективы демократизации и удешевления свадьбы на Кавказе. Возможен ли пересмотр и регламентация современных свадебных практик или это сфера частного пространства чужой семьи, куда нет смысла вторгаться?
В заключительной части попытаемся понять, как можно сделать свадьбу из экономически разорительного проекта в действительно радостное событие в жизни близких. По-прежнему ли род, как это было еще лет 30-50 назад, полностью берет на себя расходы по проведению торжества или теперь свадьба – это личный проект родителей жениха и невесты?
Зарема Цеева, кандидат исторических наук, доцент АГУ, Майкоп, Адыгея
Абаева Фатима, кандидат филологических наук, этнолингвист, старший научный сотрудник отдела языкознания СОИГСИ ВНЦ РАН, Владикавказ
Бадова Бэла, управление культуры г. Нальчика, КБР
Булатов Арсен, главный редактор газеты «Кабардино-Балкарская правда», Нальчик, КБР
Гаджиев Зураб, кандидат исторических наук, Махачкала-Москва
Дзлиева Дзерасса, композитор, этномузыколог, кандидат искусствоведения, член союза композиторов РФ, старший научный сотрудник СОИГСИ ВНЦ РАН
Джамалудинов Шамиль, аспирант МГУ, Москва-Махачкала
Жемухов Заур, преподаватель фотошколы, видеооператор, фотограф, Нальчик, КБР
Курбанова Атикат, журналист, Махачкала -Москва
Кодзоков Нарт, Нальчик, КБР
Псеунова Саида, Майкоп, Адыгея
Хачак Али, Майкоп, Адыгея
Чич Бэлла, преподаватель Майкопского гуманитарно-технического колледжа АГУ, Адыгея
Саутиева Зарина, бакалавр международных отношений и магистр юриспруденции, Ингушетия-Москва
Все желающие присоединиться к нашему обсуждению, пишите мне в личку на ФБ или в комментариях под этим постом.
Добро пожаловать!