У каждого человека - своя звезда.. Что знали народы Кавказа о созвездиях и звездах
В конце апреля, 25 числа, отмечался всемирный день астрономии. Что знали народы Кавказа о созвездиях, о чем думали, глядя по ночам в небо, какое место отводили звездам в мироздании? Об этом — в сегодняшнем посте.
Миллионы лет звезды на небе манили человека — в них читались красота, тайна, непостижимость...
В космогонических представлениях практически у всех народов есть место Млечному пути, Большой Медведице и другим созвездиям. Об этом свидетельствует и большое количество космономов в языках народов Кавказа.
По Млечному пути определяли сроки отправки (откочевки) скота (овец) на горные выпаса (на отгонные пастбища).
Млечный путь по-абазински, - пишет В.З. Копсергенова, - называется («Дорога чабана») или («Дорога овец»). Если Млечный путь поднялся на определенную высоту, пора гнать отары на альпийские луга и дорогу туда укажет «Дорога чабана».
Ингуши связывают миф о происхождении Млечного пути и трех звезд, составляющих на небе треугольник - Вега, Денеб и Альтаир - с дочерью богини Селы, Сели Сата. Млечный путь «Дорога, по которой тащили солому» - это след от соломы, считают ингуши, которую Сели Сата пронесла для брачного ложа. Перед тем, как выйти за соломой, она приготовила из теста треугольный хлеб («божолг») и поместила для выпечки его в золу с угольками. Пока она ходила, два угла хлеба сгорели, остался лишь один. Поэтому из трех звезд, которые ингуши называют «Сати божолг» («Треугольный хлеб Саты»), одна ярче других.
Млечный путь у черкесов называется «Шэфылъ жъуагъу». «Звезда, освещающая путь, по которому гоняют лошадей».
Большую Медведицу абазины называют «Семь братьев и их единственная сестра». О Большой Медведице рассказывают, что семь братьев (семь звезд) зорко сторожат свою единственную сестру, окружив ее плотным кольцом. Если летом хвост Большой Медведицы был обращен к земле, значит наступило утро (рассвет). Бытовало поверье: «Пока Большая Медведица не дотронется до земли, для табунщика не наступит утро».
Известны черкесские названия «Жъогъобын» (Созвездие Ориона), «Темыр къэзэкъ» (Полярная звезда). Название «Дэчъыг жъуагъу» (Звезда купца) связано со звездой, которая появляется на востоке небосклона за несколько часов до рассвета.
Черкесы считали, что каждый человек имел свою звезду. Часто и в наше время пожилые адыги, увидев падающую звезду, считают, что она вещает чью-то смерть. «Кто-то умер»,— говорят они и просят небо послать им здоровье и долгую жизнь. Такие же представления о падающей звезде есть у абазин.
В мифологии адыгов и абазин есть тема Гобжогош. Гобжогош — это лучезарный мгновенный блеск в ночной темноте. И если человек сумел уловить тот миг и обратиться к сиянию с просьбой, то исполнится его желание. У абазин есть мифы о развержении небесного свода (открытие небесных ворот – небесное сияние). По-абазински оно называется «ГIвабжьагIващ» («Гобжогош»). По поверьям абазин, только счастливый и богоизбранный человек видит разверзшийся небесный свод. В этот момент надо обязательно произнести три слова: «джьанат», «насып», «дольят» («рай», «счастье», «благополучие»). Если человек не успел произнести эти слова, надо попросить что-то хорошее и «все сбудется».
Копсергенова записала рассказ столетней женщины из а. Псыж, которая которая видела разверзшееся небо – Гобжогош. «Вы хотите спросить меня, видела ли я или нет разверзшее небо – Гобжогош. Видела. Я знала, что надо было просить у Бога что-то хорошее. Я испугалась и ничего не вспомнила, никакие мысли ко мне не пришли кроме: «Чтоб я, не болея, прожила долго», вот и живу, не знаю, куда себя деть. А небо выглядело тогда так, все равно вы и об этом меня спросите: небо как будто поделилось на две части, и посередине красно-коричневая полоса. Раньше, когда я была маленькой девочкой, слышала от стариков, что бывает небо разверзывается на две части и с неба падает золотое седло. Если упало такое седло, то на земле в течение ста лет будет мир и благополучие».
По одному из карачаево-балкарских мифов Тейри создает звезды из искр в своей трубке. Но сначала он создает из своих костей горы, из дыма, исходящего из его курительной трубки, появляются облака, из искр в трубке – звезды, из кожи – реки (так в тексте, верно – из пота), из желчи были сотворены циклопы, и лишь затем – нарты-люди.
Народы Кавказа считали, что луна, солнце и звезды связаны крепкими узами. Ботлихцы считают, что звезды – это друзья луны и солнца. По абазинским мифологическим воззрениям, звезды – это искры (дети) солнца, рассыпавшиеся по небосводу, и связаны они с судьбами обитателей земли.
Миллер Вс.., известный исследователь осетинской этнографии, пишет, что «дзуаром называют осетины также падучие звезды, но только такие, которые падают не перпендикулярно, а как бы скользят по небу. Увидя такую звезду, они говорят: «дзуар атахт» - «дзуар полетел», - и полагают, что она опустилась в какое-нибудь святое место. Увидевший такую звезду велит испечь три маленькие сырника и молится дзуару».
Какоева А.Б. описывает, как осетины готовили покойному «дорожные к солнцу», специальные ритуальные пироги, в которых присутствует тема звезд и солнца. С утра пекли один большой пирог с сыром или мясом, четыре маленьких круглых пирожка из сыра; из теста выпекали круглую лепёшку, молодую луну, 3 или 5 звёздочек и одну лестницу. Все эти атрибуты считались обязательными для души покойного.
Лестнице придавали особое значение. Информаторы рассказывали этнографам, что лестница нужна, чтобы душа проворнее добралась до солнца. По ней «поднималась душа, человек бы сгорел, а душа не горит, она бессмертна».
После полудня пироги выносили во двор, ставили на стол, приглашали соседей. Старший мужчина с рогом в руке посвящал со словами: «Вот это всё (пироги и всё остальное) твои "дорожные к солнцу", тебе на дорогу, С этого дня ты будешь иметь право сидеть возле солнца. Усопшие, к которым ты пришёл, пусть считают тебя почётным гостем. Среди них наравне будешь сидеть рядом с солнцем. Да пойдут тебе впрок твои доли солнца, луны и звёзд».
Тема изображений звезд в традиционной архитектуре заслуживает отдельного разговора. Упомяну, что на заброшенном мусульманском средневековом кладбище поселения «Аьхи ЧIилихъ», расположенном на вершине высокой горы в 5 км к северу от с. Атрик, в Дагестане,построены три стелы. На одной их них в обрамлении орнамента «плетенка» и солярных знаков схематично изображена фигура человека, на лице которого нарисована пятиконечная звезда.