"Вечное завтра" Кавказа. Павильоны кавказских республик на ВСХВ.
Павильоны кавказских республик – Грузии, Армении, Азербайджана – на ВДНХ (а еще ранее на ВСХВ – Всесоюзной сельскохозяйственной выставке) – отражение понимания Кавказа в советской империи, райская модель «вечного завтра» кавказских республик, некие «города мечты» в большом Вечном Городе, каким задумывалась ВСХВ.
Выставка была задумана в голодном 1937, когда по всей стране смертельно голодные крестьяне пытались прорваться к городам, куда путь им преграждали советские войска.
Культуролог и архитектор Владимир Паперный прокомментировал идею ВСХВ как языческое карнавальное замещение чуда о хлебах и рыбах.
«И способ решения проблемы голода был необычным и символическим - создание изобилия на одной, отдельной взятой территории, 136 гектаров, в деревне Останкино. Это в каком-то смысле было, может быть, неосознанным пародированием евангельской притчи о пяти хлебах и двух рыбах, которыми Христос накормил 5 тысяч человек. Идея была такая: если создать искусственное изобилие на этой территории, оно как бы символически накормит всю страну».
Много пишут и об эзотерике ВСХВ – о том, как главный архитектор выставочного комплекса Вячеслав Олтаржевский ездил к астрологу, выбирая место под будущее строительство, о том, что в плане выставочного ансамбля соединены и православный крест, и древние языческие символы, и символика планет, вращающихся вокруг символического Солнца (на этом месте задумывалась статуя Вождя Вселенной, Сталина, а теперь стоит гагаринская ракета).
Перед официальным открытием выставки партийная комиссия вдруг идеологически разгромила план Олтаржевского, после чего все павильоны были снесены или реконструированы, а главный архитектор, когда-то учившийся в США проектировать небоскребы, был сослан в Воркуту строить лагерные бараки. В фильме «Тайны ВДНХ» подмечено, что в то время, как Олтаржевский строил рай на земле, Лазарь Каганович строил метро – «рай под землей». И последний, якобы, просто устранил конкурента.
Выставка переживала несколько перерождений, сначала должна была открыться в 1937 году сроком всего на 100 дней, но была открыта 1 августа 1939 года как некая идеальная, почти что раблезианская, зона изобилия. Названия павильонов говорят сами за себя - «Мясо», «Мед», «Охота», «Механизация», «Цветоводство и озеленение», «Главликерводка», «Главтабак».
Выставка должна была стать местом проведения массовых пропагандистских мероприятий, формировать у людей вектор устремленности в светлое и радостное социалистическое будущее.
ВСХВ в макромасштабе повторяла образцовые хозяйства, идеальные мичуринские сады, показательные фермы, разбросанные по огромной стране.
Павильоны национальных республик, кавказских и среднеазиатских, - это колоссальный эксперимент по разработке архитектуры "национальной по форме и социалистической по содержанию": архитекторы изобретали национальные традиции, не имеющие отношения к национальной архитектуре, но выглядящие как национальные.
Колонны павильона «Грузинская ССР» кому-то напоминают танцующих джигитов, словно оседлавших каждую капитель.
Павильон "Армения" критики сравнивали со средневековыми армянскими базиликами.
О Павильоне "Азербайджан" как о воплощении восточных сказок, о субтропических садах посреди морозной Москвы и о том, как павильон "Армения" стал павильоном "Здравоохранение СССР", а павильон "Грузия" превратился в "Советские профсоюзы", читайте дальше.
Использованы фото www.boris-boris.1953. livejournal.com и vasi.net