Dolce Vita по-советски: Сочи в плакатах Интуриста 1930-х гг
Конструирование Сочи как советской Ривьеры – отдельная и очень занимательная история. Советский Сочи задумывался не только как крупнейший курорт страны, как но и как воплощение реализованной фантазии, «социалистический город исцеления и счастья». Советский курорт Сочи по замыслу идеологов 1920-х гг. должен был сместить акцент с традиционных дореволюционных курортов Ялты и Пятигорска на Черноморское побережье Кавказа.
Развитием Сочи в первой половине 1920-х занимался Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, уже в 1921 году здесь открываются первые советские санатории: «Кавказская Ривьера», «Москва», «Красная Москва». В 1926 г. постановлением правительства Сочи стал «Сочи-Мацестинским курортом общегосударственного значения».
О масштабах и идеологическом значении проекта Сочи можно судить по материалам статьи «На советской Ривьере», опубликованной в газете «Правда» от 17 марта 1935 года.
«<…> Ничто не дается без труда, без размаха, без инициативы. Среди великих усилий эпохи, среди больших работ второго пятилетия будет отмечена рядом с промышленными стройками, каналами и электростанциями реконструкция Сочи-Мацесты, превращение живописного приморского уголка из заповедника диких русских аристократов в цветущую здравницу для тысяч и сотен тысяч.
…Современный курорт — это природа плюс культура, это морской прибой плюс ионизированная ванна, горное ущелье плюс рентгеновский снимок.
Прежние хозяева кавказской Ривьеры, Хлудовы и Верещагины, Блиновы и Зензиновы, довольствовались устройством роскошных бунгало в живописных черноморских джунглях. Дичь и глушь колониального захолустья лишь подчеркивали великолепие негоциантских усадеб. Только перед мировой войной французы обосновались в Сочи, построили удобный приморский отель для туристов и сразу окупили себя большим наплывом гостей. О Мацесте тогда знали только десятки людей.
Нужна была революция, ее восстановительный и реконструктивный периоды, и тогда большевики начали строить Сочи-Мацесту с тем размахом и деловитостью, с какими они строили заводы и совхозы.
<…>…В нашем советском отечестве сначала тоже не обошлось без подражателей флоридским строителям. Когда открылись во всей полноте громадные медицинские возможности мацестинской воды (вдобавок преувеличенные до абсурда некоторыми чересчур уж восторженными врачами), когда объявилась возможность комбинировать ванны с морскими купаньями, когда «большая мода» на Сочи ввергла в незаслуженную немилость Кисловодск, Боржом и даже Крым, и даже Сухум, ретивые хозяйственники и начальники ведомств стремглав кинулись расхватывать участки, строить что и где попало.
Это было тем более легко и соблазнительно, что никаких денег за землю платить не надо было: местные власти, польщенные наплывом знатных столичных застройщиков, отдавали землю где угодно, естественно, даром, и на любых условиях, вернее, без всяких условий. В результате береговые склоны начали украшаться более или менее уродливыми постройками фанерно-классического стиля.
Начавшаяся реконструкция Сочи прежде всего прекратила беспорядочную застройку и чересполосицу. Сейчас генеральный план твердо обрамляет основные контуры нового города, оставляя широкий простор для архитектурной, декоративной, технической фантазии».
Большая роль в разработке «Сочи на экспорт» принадлежала Всесоюзному акционерному обществу «Интурист», основанному еще 12 апреля 1929г.
Интурист в период СССР – это монополист на туристическом рынке на направлениях как въездного, так и выездного туризма. Ежегодно через «Интурист» в СССР приезжали миллионы иностранных гостей, а для наших соотечественников Интурист был единственной возможностью посмотреть на мир сквозь замочную скважину.
Рекламные плакаты компании "Интурист", посвященные отдыху в Сочи, для иностранцев на многие десятилетия стали визитной карточкой этого города, украсив зарубежные представительства, туристические бюро, залы аэропортов, холлы гостиниц, вагоны международных поездов и каюты океанских лайнеров.
Яркие, наполненные светом плакаты, выполненные на хорошей бумаге с хорошей полиграфией, были инструментом советской пропаганды. Сочинские пальмы, набережные, ротонды, беседки, оптимистичные загорелые люди на пляжах у шезлонгов – все, что изображалось на плакатах, должно было доказать зарубежному туристу мощь страны победившего социализма. Это был «наш ответ Чемберлену», послание о том, что наш Сочи не хуже вашей Флориды.
Как правило, эти плакаты размещались за рубежом, поэтому большая часть нашей страны их не видела.
А вот американский плакат, приглашающий туристов во Флориду.
Из музея в Бостоне. Фото с сайта ostrovok. ru.
Как видно, набор образов советского и американского плаката абсолютно идентичен.
Все плакаты Интуриста с сайта 2krota.ru