Фото
21:24, 27 марта 2012

Связанные одной цепью.. Узы родства


 У черкесов есть такое напутствие для молодой девушки, выходящей замуж : «Помни, ты выходишь замуж не за этого конкретного человека, ты выходишь замуж в его большую семью».

Тема «большой семьи» и кровного родства как единства общей земли, территории, памяти, экономических и общественных обязательств, несмотря на кризис, охвативший многие институты традиционной горской жизни, сохраняет небывалую актуальность, а чувство единства со своим родом, ощущение «тыла», корней, почвы под ногами оказывается сильнее многих человеческих эмоций.

Когда-то до начала ХХ века большая семья – это семьи разделившихся родных братьев, со временем  превратившиеся в отдельные ветви и многочисленный патронимический коллектив. Далекие родственники все более «расходились» друг от друга во времени и пространстве. Но чем больше рисков распада содержал  в себе подобный дрейф друг от друга, тем сильнее и крепче были институты, вырабатываемые в культуре горцев, чтобы общность родственников от распада удержать.

Родственников, даже уже не помнящих детали своего родства, объединяли остатки прежней коллективной собственности (земельные угодья, водяные мельницы, сложные сельскохозяйственные орудия), коллективные работы (пахота и сенокос, уборка урожая, строительство жилых и хозяйственных помещений), идеологическое единство, долги кровной мести, общие кладбища и святыни.

Одним из сильных консолидирующих начал в большой семье были экономические связи, которые  проявлялись во взаимопомощи входивших в нее семей.

В связи с этим интересно, что люди, посетившие Кавказ в XVIII-XIX вв., писали, что в обществе горцев нет нищих, чему способствовала родовая солидарность и обычай взаимопомощи.  В начале 80-х гг. XIX в. М.З. Кипиани, по служебным делам посетивший горные районы, писал об осетинах: «Нельзя не удивляться тому, что среди осетин вообще ни в Закавказказье, ни на Северном Кавказе нельзя найти нищего».

Выход в поле, сенокос, стрижка овец, валяние войлоков, строительство жилья были общими длительными ритуалами;  они сами по себе являлись эффективным инструментом формирования коллективного «Я», в котором существовало разделение имущества и труда.

 Уплата калыма за не совсем обеспеченного родственника, выплата цены крови, выкуп родственников, попавших в плен, становились проверкой на прочность того или иного рода. И сейчас на Северном Кавказе есть т.н. «сильные роды», а есть «слабые».   Один из показательных случаев приводят советские этнографы А. Мусукаев и Першиц. В селении Старый Урух в 1910 году некто украл невесту. Ее родители на брак не согласились. Тогда двоюродный брат похитителя внес большую сумму калыма, троюродный брат взял на себя все расходы по свадьбе, другие родственники помогли  обзавестись хозяйством.

В больших семьях на Кавказе межпоколенные связи были очень сильны 

На фото: 

Супруга Бахты-Гирея Натырбова с сыновьями и внуками.  Слева направо: Кучук, Шумаф, Мисост (крайний справа), Амин (на переднем плане, в центре). Из книги: Natirbov M.-G. A Circassian,s Saga. Reminiscences. P. 87. Из личного архива Самира Хотко.

 Не знать историю своей семьи  было неприличным.  Через приобщение к героическим рассказам о прошлом своего рода, об отдельных героях человек включался в широкую систему родственных связей. Легенда о роде  – сама по себе способ его консолидации. Редко кто из мужчин еще совсем недавно – это считалось недопустимым в глазах общества – не знал семь и более поколений своих предков и фамильное предание.

Культ предков сопровождал человека всю его жизнь – предков почитали, с ними «сверяли часы», поступки, действия.  Горцы считали, что души умерших незримо присутствуют рядом с живыми, наблюдают за их жизнью, оберегают от бед и болезней, помогают в повседневных делах. Это под их всевидящим оком отмечали свадьбы, отправляли поминки, помечали места их захоронения, кровью за кровь мстили обидчикам.

Внутри большой семьи царила экзогамия. У всех народов Северного Кавказа, за исключением народов Дагестана, браки между родственниками до седьмого колена запрещены. «Экзогамия в среде родни – средство укрепления ее солидарности: запрещение вступать в брак как бы приравнивает всех родственников к самым близким, брак с которыми считается кровосмешением», - таково мнение ученых.   

В большой семье кровосмешение считалось преступлением, его строго наказывали, высмеивали, воспринимали как ЧП и срочно, если подобное случилось, созывали  старейшин. 

Родство по отцовской линии считалось самым сильным, его культивировали на всех уровнях – личном, социальном, идеологическом.  

 Однако и ритуалов, не позволяющих родственникам по матери отойти в тень, было предостаточно. Именно родня по матери в определенных ситуациях культурного вызова выходила на первый план.

В XIX веке на Северном Кавказе женщина в первый раз рожала в доме не мужа, а в доме своих родителей и, когда она возвращалась, материнская родня должна была одарить ребенка скотом. У ряда народов особую роль играет дядя по матери: часто он давал ребенку имя, делал щедрые подарки по случаю совершеннолетия, принимал участие в сватовстве своего племянника, был тем человеком, у которого юноша «прятался» во время свадебного обряда.

В традиционной большой семье на Северном Кавказе всегда были и те, кто не принадлежал ей по крови – это дети, принятые в качестве аталыков, усыновленные дети или побратимы.  Усыновление происходило, если у роженицы не было молока и  ей приходилось обращаться  кормящей матери. В таком случае последняя  становилась молочной матерью ребенка. Балкарцы считали, что «молоко идет также далеко, как и кровь». Черкесы считали молоко матери священным, им клялись и проклинали, человек, его оскорбивший, считался отверженным.

К усыновлению могли прибегать те, кому угрожала кровная месть от данного рода. «Если убийца любым способом, силой или хитростью касался груди матери убитого, то он становился сыном ее, членом рода убитого и не подлежал кровной мести», - пишет известный советский этнограф Е. Студенецкая в одной из своих работ.  Русский офицер Ф. Торнау, проводивший разведки в горах, договорился с адыгом Багры, чтобы тот его усыновил.

Горцы знали и побратимство – через клятвы на оружии. Черкесский историк XIX в. Шора Ногмов рассказывает предание о князях Хатожуко и Шужие, которые «для утверждения братского союза и верности»  поклялись в дружбе и по древнему обычаю, переломили свои стрелы в святилище Жулат (Татартуп).

Фигура старшего в роду возвышалась над всеми. Старший, обычно старший по возрасту и уважаемый всеми человек, советчик при разделе больших семей, заключении брачных союзов, продаже и покупке земли, при выплате цены крови. Третейский судья, медиатор в конфликтах между отдельными семьями.

О том, как наши современники на Северном Кавказе переживают свою причастность к большой семье, что для них память и честь семьи, о кризисе института большой семьи – читайте  дальше.

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11 Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Дом 5 по улице Грибоедова во Владикавказе соседи стараются обходить стороной. Разбитые окна, облезлые стены, пустые квартиры без батарей, шприцы на полу. В заброшенном доме шестьдесят квартир, но только в одной из них до сих пор живут люди. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404228 02 октября 2024, 22:59 Переселенцы из Карабаха рассказали о жизни в приграничном селе Переселенцы из Карабаха рассказали о жизни в приграничном селе НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В селе Воскеван Тавушской области Армении из шести семей карабахских беженцев, которые приехали осенью 2023 года, остались две, остальные уехали после начала делимитации границы. В селе нет работы, жить приходится за счет огородов и пособий, но выручают соседи, рассказала Тамара. Из села некуда уезжать, но дом, который предоставили местные власти, практически непригоден для жилья, пожаловалась Нелля. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404066 28 сентября 2024, 12:28 Участие Кадырова в сделке Wildberries обернулось перестрелкой Участие Кадырова в сделке Wildberries обернулось перестрелкой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ После вмешательства Рамзана Кадырова в семейные разборки Бакальчуков, в конфликте появились убитые и раненые. О встрече с мужем самой богатой женщины страны Владиславом Бакальчуком Кадыров рассказал в конце июля. Глава Чечни заявил, что "пойдет до конца", чтобы остановить рейдерский захват Wildberries. В перестрелке, которая произошла 18 сентября возле офиса компании, были убиты два человека, еще трое были ранены. Один из убитых — заместитель командира батальона ОМОН "Ахмат-1" Адам Алмазов. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/403845 20 сентября 2024, 19:39 Северная Осетия: нашествие туристов глазами гидов Северная Осетия: нашествие туристов глазами гидов НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Мидаграбинские водопады, Дзивгисская крепость, памятник покровителю путников Уастырджи, Даргавсский город мертвых, святилище Реком, Цейский курорт, Мамисонское ущелье, ледник Тана — это лишь некоторые из многочисленных достопримечательностей, привлекающих туристов в Северную Осетию. Среди факторов, мешающих развитию туризма в регионе, — отсутствие санитарных зон, плохие дороги, дресс-код и мусор. Несмотря на все эти проблемы в прошлом году республику посетили около 1,5 миллионов туристов, рапортовали власти. По сравнению с 2021 годом, когда турпоток в регионе был на уровне 300 тысяч, показатель увеличился в 5 раз. С чем связан такой стремительный рост? Как смотрят на это местные жители? Что думают об этом профессионалы? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 18 сентября 2024, 21:54 Избиения, колония, поджог: расплата за расследование коррупции в Ростове Избиения, колония, поджог: расплата за расследование коррупции в Ростове НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Неизвестные сожгли автомобиль ростовского блогера. Гаспар Авакян известен как автор YouTube-канала, у которого на сегодняшний день 151 тысяча подписчиков. В большинстве сюжетов Авакян критикует сотрудников полиции за нарушение правил дорожного движения. В 2020 году блогер был признан виновным в вымогательстве и приговорен к 2,5 года колонии-поселения. В том же году Авакяна сильно избили на улице в Ростове-на-Дону. Личности нападавших до сих пор не установлены полицией. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/403606 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 13 сентября 2024, 14:44