Фото
17:40, 20 марта 2012

Дело хозяйское.. Традиция гостеприимства на Северном Кавказе: старые смыслы и новые подходы


 

Институт гостеприимства – самый идеализированный в кавказской культуре. Казалось бы, о нем все сказано – написаны сотни статей и книг, организованы конференции, сняты фильмы, произнесены тосты и т.д.

Гостеприимство – универсальная традиция, характерная для всех народов. Классическое гостеприимство архаического типа восходит в эпоху, когда необходимо было обеспечить комфорт «чужих»  на своей территории, бытовой и психологический. Ученые говорят, что архаическое гостеприимство было не лишено меркантильной основы  – гостю обеспечивали комфорт только тогда, когда были уверены, что ответные шаги будут симметричными.  

Гостеприимство в горской традиции не просто нравственный, но и священный долг. По аналогии с русской поговоркой «Гость в дом – Бог в дом», пословиц и поговорок, в которых гость у горцев воспринимался как посланник Бога, очень много.

Гости – это потенциальные покровители, коммерческие партнеры и, возможно, будущие родственники – на Кавказе известно немало историй, когда с участием гостя создавались новые семьи и удачно складывались судьбы молодых людей.  

На Кавказе существовала градация гостей – гость, приехавший специально; гость, приехавший по делам и остановившийся на ночлег; близкий гость – человек, приехавший погостить у родственников. Гости могли приезжать и без повода – просто приятно провести время.

Гостеприимством пользовались и кровники, похитители девушек и девушки, бежавшие из-под родительской опеи, чтобы не быть выданными замуж насильно. Прибегали к нему и нарушители местных законов.

Институт кунацкой, или гостевого дома, был известен у всех народов Кавказа. Двери кунацкой были всегда открыты, а в княжеских домах Черкесии «на случай гостей» в кунацкой  всегда был накрыт стол, еда за которым менялась три раза в день.  «Кунацкая была и рестораном, и концертным залом, и кабинетом, где решались политические проблемы, и университетом для подрастающего поколения», - писал известный ученый Заур Налоев.

Гость оставлял у дверей кунацкой свое оружие, кроме кинжала, таким образом, с одной стороны, абсолютно вверяя свою жизнь хозяину, а с другой – демонстрируя, что его визит не угрожает безопасности его хозяев.

«Хозяин отвечает перед всем народом за безопасность чужеземцев, и кто не сумел сберечь гостя от беды, или даже простой неприятности, того судили и наказывали. Хозяин должен был, в случае надобности, жертвовать для гостя жизнью», - писал кабардинский ученый 19 века Шора Ногмов.

В 1395 году некий Утурку из монгольского улуса Джучи скрылся от могущественного завоевателя Тамерлана в одной из крепостей в горах Балкарии. Тамерлан потребовал его выдачи, на что владелец крепости ответил: «У меня хорошо защищенная крепость, и средства для защиты приготовлены.  Утурку нашел у меня убежище, и пока у меня душа будет в теле, я его не выдам и пока смогу, буду защищать и оберегать».

В официальных документах Российской империи даже был такой термин – «гостеприимное скрывание преступников».

На Кавказе не принято было останавливаться в доме, где не было мужчин, хотя при наличии отдельного гостевого дома хозяйка из вежливости предлагала остаться.

В кунацкой гостя сажали на почетное место, хозяин садился с гостями либо после длительных приглашений, либо не садился совсем. Старшие сидели, младшие стояли и обслуживали всех. Женщины в приеме не участвовали, но хозяйка могла зайти и поприветствовать гостя.

Дж. Лонгворт. Черкесская гостиная. 1838 год. Иллюстрация из книги Б. Едиджа "Черкесы (адыги) в рисунках...". Майкоп, 2009

Дочери (реже жена хозяина) могли помочь гостям умыться, почистить и починить одежду. Омовение ног гостя – это распространенный на Востоке и Средиземноморье символ заботы о госте – имело место и на Кавказе, но уже в XIX веке постепенно исчезало.

В традиции гостеприимства имела значение и тема общей еды – гость, попробовав приготовленной на очаге пищи, становился временным членом семьи.  

Гостя пытались  развлечь – устраивали танцы, пели песни, для почетных гостей организовывали скачки, стрельбу в цель и др. Его не оставляли одного, а в его присутствии хозяевам считалось неприличным говорить между собой.

Когда гость начинал собираться в путь, его просили задержаться еще. Время пребывания в гостях не было ограничено, но и затягивать его считалось неприличным. По истечении трех дней считалось уместным спросить, с какой целью и на какой срок гость приехал. Традиция предписывала одаривать гостя. В богатых семьях гостю дарили  дорогую одежду, скот, оружие и коней. Обмен дарами, услугами, пирами  – своеобразная форма торгового обмена. Таким путем устанавливались контакты между людьми, общинами, целыми народами.

То, что я перечислила, общеизвестно, и, казалось бы, о традиции гостеприимства ничего нового не скажешь. Но мне кажется интересным новый подход, который предложил молодой исследователь из Адыгеи Нарт Кубов: «Институт гостеприимства – это инфраструктура, поддерживающая единство информационного пространства».  Из-за формата блога не буду цитировать концепцию молодого ученого, но попытаюсь ее изложить.

Нарт Кубов предлагает новую трактовку института гостеприимства через переосмысление феномена информационной безопасности общества. Горцы, считает Кубов, на протяжении всей своей жизни создают свой собственный  образ в общественном сознании, пытаются соответствовать системе общественных ожиданий. Гостеприимство – это одно из таких общественных ожиданий. Чем ближе соответствие человека ожиданиям общества, тем выше  уровень общественной оценки образа человека. Сам же «образ» позволяет иметь доступ к ресурсам общества.  

Гость для общества – это набор возможностей. Гость, с одной стороны, пополняет информационные активы хозяев, а с другой, гость ретранслирует накопленные принимающей стороной информационные ресурсы.

Функционирование института гостеприимства на Кавказе сопряжено с большим количеством рисков для принимающей стороны, главный из которых – это непредсказуемость поведения гостя.

Изначально гость в восприятии хозяев несет, как все неизвестное, определенную долю агрессивности. Поэтому общество вырабатывает ряд поведенческих моделей, которые ограничивают непредсказуемость поведения гостя.

Необходимо заметить, что гостеприимство – это  обязательное действие/акция для человека, первым встретившего гостя, а не просто ожидаемое поведение.

Благодаря подобной обязательности длительное, самостоятельное, бесконтрольное пребывание гостя на чужой для него территории становится невозможным. Одним из обязательных требований института гостеприимства является непрерывный, предельно вежливый "контроль" за перемещением гостя внутри сельской общины.

Заинтересованность общества в "госте", вместе с большим количеством угроз, которые гость потенциально несет в себе, заставляют социум создавать большое количество поведенческих моделей, которые одновременно и поддерживают гостя, и сдерживают его поведение.

Гость, со своей стороны, транслирует информацию о гостеприимности той или иной семьи, и таком образом, создает ей славу и репутацию, а, значит, дает этой семье доступ к дополнительным возможностям в социуме.

 

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11 Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья Владикавказ: в заброшенном доме живёт многодетная семья НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Дом 5 по улице Грибоедова во Владикавказе соседи стараются обходить стороной. Разбитые окна, облезлые стены, пустые квартиры без батарей, шприцы на полу. В заброшенном доме шестьдесят квартир, но только в одной из них до сих пор живут люди. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404228 02 октября 2024, 22:59 Переселенцы из Карабаха рассказали о жизни в приграничном селе Переселенцы из Карабаха рассказали о жизни в приграничном селе НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ В селе Воскеван Тавушской области Армении из шести семей карабахских беженцев, которые приехали осенью 2023 года, остались две, остальные уехали после начала делимитации границы. В селе нет работы, жить приходится за счет огородов и пособий, но выручают соседи, рассказала Тамара. Из села некуда уезжать, но дом, который предоставили местные власти, практически непригоден для жилья, пожаловалась Нелля. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404066 28 сентября 2024, 12:28 Участие Кадырова в сделке Wildberries обернулось перестрелкой Участие Кадырова в сделке Wildberries обернулось перестрелкой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ После вмешательства Рамзана Кадырова в семейные разборки Бакальчуков, в конфликте появились убитые и раненые. О встрече с мужем самой богатой женщины страны Владиславом Бакальчуком Кадыров рассказал в конце июля. Глава Чечни заявил, что "пойдет до конца", чтобы остановить рейдерский захват Wildberries. В перестрелке, которая произошла 18 сентября возле офиса компании, были убиты два человека, еще трое были ранены. Один из убитых — заместитель командира батальона ОМОН "Ахмат-1" Адам Алмазов. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/403845 20 сентября 2024, 19:39 Северная Осетия: нашествие туристов глазами гидов Северная Осетия: нашествие туристов глазами гидов НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Мидаграбинские водопады, Дзивгисская крепость, памятник покровителю путников Уастырджи, Даргавсский город мертвых, святилище Реком, Цейский курорт, Мамисонское ущелье, ледник Тана — это лишь некоторые из многочисленных достопримечательностей, привлекающих туристов в Северную Осетию. Среди факторов, мешающих развитию туризма в регионе, — отсутствие санитарных зон, плохие дороги, дресс-код и мусор. Несмотря на все эти проблемы в прошлом году республику посетили около 1,5 миллионов туристов, рапортовали власти. По сравнению с 2021 годом, когда турпоток в регионе был на уровне 300 тысяч, показатель увеличился в 5 раз. С чем связан такой стремительный рост? Как смотрят на это местные жители? Что думают об этом профессионалы? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 18 сентября 2024, 21:54 Избиения, колония, поджог: расплата за расследование коррупции в Ростове Избиения, колония, поджог: расплата за расследование коррупции в Ростове НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”. 18+ Неизвестные сожгли автомобиль ростовского блогера. Гаспар Авакян известен как автор YouTube-канала, у которого на сегодняшний день 151 тысяча подписчиков. В большинстве сюжетов Авакян критикует сотрудников полиции за нарушение правил дорожного движения. В 2020 году блогер был признан виновным в вымогательстве и приговорен к 2,5 года колонии-поселения. В том же году Авакяна сильно избили на улице в Ростове-на-Дону. Личности нападавших до сих пор не установлены полицией. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/403606 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 13 сентября 2024, 14:44