Кавказ в топонимике Москвы
В Москве мы проходим по Большим и Малым Грузинским улицам; в суете, поднимая глаза на уличные вывески, ловим себя на том, что, оказывается, сидим в кафе в Черкасском переулке, читаем об улице Алабяна и рассматриваем фото улицы Кадырова, сделанные известными блогерами…
Топонимика Москвы – вместе со сдержанным повествованием Повести Временных лет, книгами Посольского приказа, судьбами сотен ученых, художников, актеров, писателей с Кавказа, написавших в Москве свои самые лучшие произведения – еще одно свидетельство непростых и неоднозначных связей Кавказа и России.
В самом начале февраля я была на грузино-русской свадьбе… Застолью предшествовала церемония венчания. На венчании я была впервые, и этот двухчасовой ритуал, конечно, произвел впечатление – и церковное многоголосное пение, и уникальная живопись храма, и детали и символы обряда, связывающие двух людей в единое целое… Но не меньше завораживает и почти что музыкальное название церкви, где проходил обряд - Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах.
Храм Георгия Победоносца в Грузинах
Грузинская тема в топонимах столицы – одна из значительных. Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский вал, Грузинский переулок – все эти названия связаны с местностью «Грузины», на которой они возникли. Впервые это название упоминается в 1714 году. В 1725 году в Москву переселились, спасаясь от турецких и персидских захватчиков, грузинский царь Вахтанг Леванович с сыновьями Бакаром и Георгием. Царская семья с огромной свитой более чем 3 тысячи человек была поселена на территории бывшего села Воскресенского. Село Воскресенское ранее принадлежало рязанскому епископу, а в 1729 году перешло к грузинскому царю.
В строительстве жилья представителям грузинского царского дома помогал лично царь Петр II –кроме строительных материалов, Вахтангу была пожалована большая по тем временам сумма —10 тысяч рублей. Постепенно вокруг дома грузинских колонистов сложилась Грузинская слобода. Им были предоставлены особые льготы по государственной повинности, частичное самоуправление, что позволило реализовать серьезные культурные проекты – в частности, переводить на грузинский русскую научную и художественную литературу. В середине XVIII века появилась и улица Грузинская.
В Москве с XV века была известна и постоянная колония армян. Армянский переулок появился в столице в XIX веке. Ранее это переулок назывался Никольским или Столповым – по церкви Николы в Столпах. Поводом для переименования послужило открытие здесь в 1815 году Лазаревского института Восточных языков, созданного на средства богатой армянской семьи Лазаревых. Востоковедение в России тогда развивалось и его поддержка становилась почти что политическим проектом.
Около метро Сокол есть улица Алабяна. Архитектор Каро Алабян – легендарная фигура в истории советской архитектуры. Алабян спроектировал Театр Красной Армии, павильон СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, руководил проектом восстановления Сталинграда, построил Морской вокзал в Сочи, был главным архитектором Ленинградского района Москвы. Он возглавлял Союз архитекторов СССР и известен тем, что многих собратьев по цеху уберег от репрессий…
Академический Театр Российской армии - один из лучших проектов Каро Алабяна, образец эпохи сталинского ампира. По этой сцене могли скакать лошади, ездить танки и даже самолеты
Один из его знаменитых проектов, не имеющих аналогов в мировой архитектуре – Театр Российской Армии, построенный в форме пятиконечной звезды.
«Звездную» форму театра выбрал сам Иосиф Сталин. Когда ему в 1934 году доложили об идее сооружения Театра Красной Армии, вождь ее одобрил: «Красная Армия заслужила иметь свой театр. Но надо, чтобы облик его был оригинальный, говорящий о принадлежности театра к армии. Пусть здание будет иметь форму пятиконечной звезды».
По поводу формы тетра есть знаменитый анекдот о чернильнице Кагановича. Якобы Каганович, курирующий тогда в Политбюро строительство, разъясняя архитекторам заказ на проект театра, взял со стола чернильницу в форме пятиконечной звезды и обвел будущее место строительства. Профессионалы высоко оценивают архитектуру Театра, говоря, что здание сделано с исключительным мастерством, что соблюдены классические формы и композиции.
Алабян известнен и тем, что, изучив во время поездок за рубеж современные технологии строительства США, Франции, Италии, активно продвигал идеи разработки рационального жилья, чтобы вытащить людей из коммунальных квартир. По этому вопросу у него были принципиальные разногласия с Берия и Кагановичем.
О черкесской теме в топонимике Москвы - читайте дальше...
фото с сайтов http://moscow-live.ru, http://lifeglobe.net/blogs/details?id=346