Кавказские красавицы в Доме "Шанель". 1920-е гг. Мэри Эристави
Не так давно читала интервью известного историка моды и модельера Александра Васильева о традициях в мировой моде. Он упомянул о появлении в моде конца XIX века кавказского стиля, ставшего популярным сначала у казаков, затем у русской военной элиты, позже – в виде папах – вошедшего в модные линии начала ХХ века. Вообще в своих книгах и интервью Васильев время от времени говорит о влиянии Кавказа на мировую моду. Но модные тенденции формируются не только через воспроизводство каких-то стилистических элементов в одежде, но и через те образы, стиль и ощущение породы, которые несли с парижских подиумов элитные манекенщицы, представляющие коллекции знаменитых модных домов.
В книге А. Васильева «Красота в изгнании» есть две удивительные истории – о двух кавказских красавицах, блиставших в Париже в 1920-е годы, о грузинке Марие (Мэри) Эристави (Эристовой) и черкешенке Эльмесхан Хагундоковой (Гали Баженовой).
«Она вошла в столицу женской элегантности и постучалась в двери роскошного maison de haute couture. И массивные двери перед нею открылись,и она покорила все сердца...», - таким эпиграфом из Немировича-Данченко Васильев предваряет свой рассказ об этих парижских «жрицах элегантности и вкуса».
Мария Эристова родилась в 1895 года в Батуми, в Грузии. Как это принято сейчас говорить, она была из хорошей семьи - ее отец князь Шервашидзе был депутатом Государственной Думы, семья жила в Петербурге, и сестры Шервашидзе очень рано стали украшением столичных светских раутов и балов.
Мери Шервашидзе-Эристова. Иллюстрация из книги А. Васильева "Красота в изгнании"
Васильев пишет об Эристовой как о женщине, обладавшей «высоким происхождением, великолепными манерами и исключительной внешностью», благодаря чему Мария стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. Император Николай II, пораженный ее красотой, заметил как-то молодой фрейлине: “Грешно, княжна, быть такой красивой!”
Во время революции Мэри, потерявшая отца, уезжает с семьей на Кавказ, где в 1919 году выходит замуж за князя Георгия Эристова, праправнука грузинского царя Ираклия II.
В 1921 году семья князей Шервашидзе-Эристовых, как и тысячи эмигрантов из России, переезжает в Константинополь, ставший первым иностранным городом, приютившим русских эмигрантов по пути в европейские столицы. Васильев приводит слова живущей на Лазурном берегу графини Зарнекау, племянницы княгини Эристовой, о том, что их семья была вынуждена искать работу еще в Константинополе, где бабушка, княгиня Шервашидзе-старшая, занялась шитьем платьев.
В Париже управляющий домом Шанель князь Сергей Александрович Кутузов пригласил Мэри Эристову в 1925 году на работу.
И в старости Мария Эристави была красавицей..
«Шанель, - пишет Васильев в заключении, - тогда покровительствовала всем русским. Не так давно закончился ее бурный роман с великим князем Дмитрием Павловичем, и Шанель продолжала сотрудничать с его сестрой великой княгиней Марией Павловной. Хрупкая брюнетка Мэри Эристова олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Ее лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают «настоящие русские княгини»».
О другой звезде парижских подиумов, Эльмесхан Хагундоковой, - читайте в следующем посте...