Зачем Северному Кавказу новые праздники?
В 1990-е – 2000-е годы на Северном Кавказе идут активные процессы конструирования новой праздничной культуры.
Вместе с обретением бывшими автономными областями и республиками новых статусов, суверенизацией, снятием табу на острые исторические сюжеты в регионе появляются новые праздники. Некоторые принимаются по инициативе «сверху», некоторые – совершенно естественно входят в новый календарь, потому что и так живут в традиционной культуре.
Новые праздники служат инструментом консолидации наций, средством воспитания через возрождение стремительно уходящих под натиском глобализации традиционных норм поведения и публичного общения, попыткой обрести новую идеологию взамен утраченных иллюзий эпохи коммунизма-социализма.
Все новые праздники я условно разделила на несколько групп. Это Дни памяти, связанные с трагичными страницами истории того или иного народа ( 8 марта - День памяти жертв депортации балкарского народа в Кабардино-Балкарии, 3 мая – день возрождения карачаевского народа, 21 мая – День памяти и скорби жертв Кавказской войны в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, 23 февраля – День памяти и скорби в Чеченской республике).
Вторая группа – это наиболее идеологически насыщенные праздники, в которых сама идея праздника несет консолидирующей эффект для народов республики или для отдельного этноса (например, День флага в Адыгее, День репатрианта в Адыгее, День черкесского костюма в Адыгее, День черкесского флага в Карачаево-Черкесии, День матери в Чечне и День чеченской женщины в Чечне).
День черкесского флага отмечают и черкесы диаспоры. На фото - День черкесского флага у черкесов Израиля. Фото 2010 года.
Особая группа – это праздники, в которых идея объединения людей достигается за счет обращения к религиозным традициям. Либо к языческим (празднование традиционного Нового года весной в Адыгее, Дня равноденствия в Кабардино-Балкарии, День Хетага в Северной Осетии), либо к исламским (в Адыгее, КБР, КЧР, Дагестане, Чечне, Ингушетии Ураза-Байрам и Курбан-Байрам объявляются выходными, в Чечне отмечается День рождения Пророка Мухаммада и День почитания устаза Кунта-Хаджи Кишиева).
«Чемпионами» по введению новых праздников, как мне кажется, можно считать Адыгею и Чечню – в первой больше всего памятных дат, связанных с историей и этнографией черкесов, а в Чечне – больше всего праздников, имеющих исламское измерение.
Достигают ли новые праздники задуманных эффектов? Насколько они по-настоящему народны? Не грозит ли им бюрократизация, которая омертвила советский календарь? Что из некавказских культур мы заимствуем? Какие из праздников превратятся в аналог советского Первого мая, который мы так ждали в детстве, совершенно забыв о том, что это День международной солидарности трудящихся, но прекрасно зная, что в этот день будут самые лучшие, самые родные пышные бабушкины пироги? Обо всем этом – в следующих постах.