Есть ли антисемитизм в Азербайджане?
Как мы увидели, несмотря на наличие определенных антисемитских нарративов в Армении, на данный момент эти проявления исчезли и теряют свою актуальность даже на дискурсивном уровне. Эту тему раздувают азербайджанские лоббисты и публицисты с целью разжечь межнациональный конфликт между армянами и евреями. Что представляет собой еврейская проблема Армении – к теме предполагаемого антисемитизма в Армении.
Раз уж пошел такой разговор, надо поговорить и об Азербайджане. В Азербайджане часто сжигают израильский флаг, как правило из исламской солидарности. Но разве не об отсутствии антисемитизма в мусульманском (акцент на этом) Азербайджане говорится в статье, опубликованной на Jerusalem Post?
По исследованию АДЛ, в Азербайджане тоже распространены антисемитские дискурсы. В действительности, и у азербайджанцев опыта проживания с евреями нет, но по крайней мере присутствие евреев в азербайджанских дискурсах о самом Азербайджане есть. В Азербайджане сегодня 9 тысяч евреев, но это число заметно меньше, чем в советское время.
Однако почти пятикратное сокращение числа евреев, живущих в Азербайджане, не является специфическим именно для евреев. Похожим образом изменялась динамика русских, даже абсолютное число которых после 1939 года только снижалось.
Чисто демографически сокращение евреев еще более выраженное, чем у русских с украинцами (объединены ввиду схожих демографических тенденций). Если же их всех вместе объединить, то относительное сокращение численности – в 11 раз. В 1939 году суммарная доля евреев, русских и украинцев в населении составляла 18.5%, в 1959 году – 15.4%, в 1979 году – 8.9%, а в 2009 году – 1.7%. В месте, где «так хорошо», группа национальных меньшинств вряд ли может уменьшиться в численности (относительно) в 11 раз, да и вообще современный Азербайджан, где 93% населения принадлежит к одному этносу (азербайджанцам) нельзя считать многонациональным или мультикультурным, напротив.
Рассмотрим теперь вопросы присутствия еврейской общины в Азербайджане. По переписи 2009 года евреи присутствуют почти исключительно в двух населенных пунктах – Губа (2705 человек) и Баку (6056). В обоих населенных пунктах есть синагоги, причем в Баку в 2011 открылась новая синагога. Впрочем, она открылась вместо снесенной старой синагоги (был множественный снос зданий в этом районе). Однако в Баку нет памятника жертвам Холокоста, хотя в 2006 году обсуждалась возможность установки мемориала, чему, вероятно, воспротивились власти.
Вряд ли можно сказать и о том, что в Азербайджане уважают другие еврейские памятники, к примеру, кладбища. Меир, последний еврейский житель одной из бывших еврейских деревень, заявил: «Во имя Бога, если бы не я, это место было бы снесено и покрыто асфальтом». Многие другие опрошенные автором статьи евреи Азербайджана, особенно, горские евреи, заявляли о том, что в Азербайджане у них нет никаких проблем с антисемитизмом.
Однако это стоит проверить и на материале социологических данных. Действительно, как мы видели, в Армении 32% по опросу Pew Research Center не хотели бы иметь соседей-евреев. При этом, в Армении образ реального еврея практически отсутствует. Не особо живым является этот образ и в Азербайджане, но по крайней мере там присутствие евреев куда более выражено. Однако, по опросу European Values Study за 2008 год, это число не особо отличается – 31.2% опрошенных. Рассмотрим другие цифры – из опроса «Кавказский барометр» за 2009 год (%).
Если неодобрение межнациональных браков можно списать на религиозный фактор и большую культурную дистанцию, то неодобрение ведения бизнеса с евреями – на недоверие к данной этнической группе, широко распространенное в Азербайджане, а неодобрение дружбы с евреями с большой вероятностью, может быть следствием как раз антисемитизма. 2009 год был выбран, потому что для этого года есть данные сразу по трем вопросам, касающимся разных национальностей. Справедливости ради, следует отметить, что в 2011 году одобрение ведения бизнеса с евреями выросло до 39%, а в 2013 году – до 60%. Последнюю цифру я бы не считал достоверной, поскольку в метаданных опроса мы видим, что подавляющее большинство респондентов были неискренними в ходе интервью, поэтому результаты по всем чувствительным вопросам искажены. Тем не менее, вероятнее всего, отношение к евреям после 2009 года несколько улучшилось, хотя и не стало хорошим.
А тот факт, что того же Александра Лапшина в азербайджанской тюрьме часто оскорбляли именно как еврея, сам по себе говорит о многом. Во многом, азербайджанская пропаганда об антисемитизме в Армении – это перекладывание проблемы с больной головы на здоровую, как это часто бывает в Азербайджане. И понятно, что если сравнивать с Ираном, Турцией или арабскими странами, то отношение к евреям в Азербайджане действительно хорошее. Однако оно далеко от действительно хорошего и дружеского. Впрочем, и тут следует учитывать, что полной сопоставимости данные даже с одинаковым вопросом, могут не иметь. Это означает, что не обязательно тот или иной ответ в соцопросе сигнализирует об антисемитизме, или же о его отсутствии. Для более полного ответа на этот вопрос нужно проводить фокус-группы, но в Азербайджане это невозможно, поскольку там даже количественная социология уже практически не проводится.
Поэтому, в отличие от журналиста из газеты “Jerusalem Post” однозначного ответа на вопрос «распространен ли антисемитизм в Азербайджане» я дать не могу; можно лишь обозначить наличие проблемы и необходимость ее изучения, в том числе людьми, которые способны сделать это объективно и лучше знают азербайджанскую действительность.