Памяти десятого яйца, или зачем на Кавказе нужны были яйца.
Новая упаковка из девяти яиц вместо десяти – «девяток яиц» – уже разобрана на молекулы, превратилась в мемы и стала предметом многочисленных шуток.
В связи с этим почему бы не вспомнить, какое значение яйца имеют в мифологиях народов Кавказа, а также в традиционной кухне и обрядовых практиках.
В традиционной кухне народов Кавказа полно многочисленных аналогов яичниц и омлетов, и, конечно, яйца – составная часть теста, из которого на Северном Кавказе готовили всевозможные пышки и пироги.
Отдельно нужно сказать о ритуальных круглых осетинских пирогах. На похороны готовится два пирога, а по радостному поводу – три пирога. Круг, яйцо, солнце в древних мифологиях символизируют порядок, идеальную форму, бесконечность творения. Выпекание круглых осетинских пирогов, как считают специалисты-мифологи, аналог сотворения «мирового порядка», гармонии и «мирового яйца» в противовес хаосу. Неслучайно вокруг осетинских трех пирогов столько ритуальных правил – кто и как ими открывает трапезу, как их едят и т.д.
Яйцо часто присутствовало в ритуальных жертвоприношениях на Кавказе в доисламский период – чтобы задобрить богов, приносили в жертву не только быков, баранов, птицу, но и продукты – хлеб, молоко, яйца.
В Дагестане, где на праздники пекли зооморфный хлеб - хлебцы, изображающие кур и петухов, в такой хлеб запекали яйцо. Например, в Хунзахе мальчикам после обрезания дарили хлеб мокъокъ с запеченным в нем яйцом.
При выборе хорошего места для строительства будущего дома проводили «испытание яйцом» – адыги на месте будущего дома закапывали свежее куриное яйцо и через 10 дней откапывали и проверяли его. Если яйцо не высохло и не протухло, то на этом месте можно строить дом.
Табу на употребление яиц. У осетин на некоторых народных праздниках (Уастырджийы бонтæ, Реком, Уацилла и других) на стол не ставят мясо птицы, яйца. Всё мясное в эти дни готовят из говядины или баранины. У осетин есть интересный праздник «Аларды». В осетинской мифологии Аларды – божество оспы, кори и глазных болезней, считалось самым суровым божеством, особенно опасным для детей и женщин. По представлениям осетин, Аларды - красное, иногда белое крылатое чудовище, наводящее страх на людей. Чтобы задобрить Аларды, смягчить его гнев, ежегодно в его честь устраивали праздник «Алардыйы баграггбон» («Праздник Аларды»). Пища во время праздника должна быть чистой, нетронутой. За какое-то время до праздника начинается своеобразный пост, прекращают употреблять куриное мясо и яйца, а также свинину. «Яйцо нельзя и за месяц (до праздника. – М.Д.) есть, и говорить о нём тоже нельзя. Этот праздник должен так проходить, и никто к нему даже не прикасается… даже если увидишь, то зажмурься» (см. М.В. ДАРЧИЕВА ВЕРБАЛЬНЫЙ КОД ОСЕТИНСКОГО ОБРЯДОВОГО ТЕКСТА. Владикавказ, 2013)
Яйцо активно использовали в традиционной медицинской практике. У черкесов у постели больного ставили чашку с водой и куриным яйцом и туда же клали железный лемех с молотом из того же металла. Когда больного приходили проведать в первый раз, посетитель трижды ударял молотом по лемеху, потом брызгал воду из чаши на постель больного и говорил: «Бог да сделает тебя здоровым!» или «Ты гость Тлепша». Аварцы в комнате роженицы на видном месте держали чашку с водой, где находилось сырое куриное яйцо.
Яйцо было и мерой веса: вес куриного яйца был общепринятой малой мерой веса предметов среди населения Северного Кавказа и Дагестана.
А еще существовали ритуалы, во время которых стреляли в яйцо или разбивали яйца. Например, в честь Тлепша, адыгского покровителя железа и кузнецов. «Тлепш весьма уважаем в народе, так что имя его произносится и теперь вроде клятвы или божбы. Празднуют его ( праздник в честь Тлепша- НН) весной, делая во время моления возлияние на железе плуга (лемехе) и на топоре, и, по совершении обрядов, предаваясь забавам, из коих главная – стрельба из винтовок в цель, преимущественно в яйцо, поставленное на видном месте».
Яйцо присутствует в лезгинском празднике начала весны Яран сувар. «С утра 22 марта во многих лезгинских селениях устраивали шествие ряженых. Группа молодых людей и мужчин наряжали двух человек в разное тряпье и маски с рогами – цIегь («козел»). Эта группа с цIегь в сопровождении зурнача и барабанщика обходила свой квартал и даже селение. Перед каждым домом ряженые затевали борьбу. Когда один из них падал, другой спрашивал: «Чего хочешь?» И получал ответ: «Яиц хочу». Хозяева дома обычно выносили ряженым яйца, орехи, сушеные фрукты. После обхода квартала или селения участники шествия делили продукты между собой, и начиналась игра в разбивание яиц (чье яйцо скорее разобьется при ударе о чужое, тот проигрывал)…
Интересно, каким был бы Кавказ, случись там недобор яиц?