Аскер Бора: "Руководство Сирии пытается удержать черкесов в стране"
В этом посте новое интервью с Аскером Бора, соруководителем общественной организации "Очаг" В КБР, побывавшем в Сирии.
"Обычное добротное здание в одном из районов Дамаска – здесь находится Черкесское хасэ, или Благотворительное общество. В настоящее время в Дамаске функционирует три офиса "Адыгэ ф1ыщ1э хасэ".
Черкесское Хасэ в Дамаске
Хасэ было основано в Дамаске еще в 1948г. для осуществления благотворительной и культурно-просветительской деятельности среди черкесов.
Хасэ является своего рода органом самоуправления черкесской общины. Как когда-то на родине хасэ принимало совместное решение по самым разным вопросам – от строительства мостов и мечетей до вопросов войны и мира, так и в Сирии хасэ совместно решает наиболее важные проблемы. Управление черкесской общины в Сирии так же, как черкесских общин других стран, основано на добровольной взаимопомощи и социальном одобрении.
Черкесское благотворительное общество состоит из отделов: социального, целью которого является оказание материальной помощи наиболее нуждающемся семьям (семьям погибших, тяжелобольных, инвалидам); отдела здравоохранения, который может частично оказать бесплатную медицинскую помощь (при нем функционирует недавно созданный медицинский центр, своего рода клиника, а медикаменты в виде помощи поставляет UNISEF).
Врачи-черкесы, оказывающие помошь людям в Хасэ
В Хасэ есть читальный зал, я был удивлен, что здесь много книг – и художественных, и научных – на родном языке. Среди приоритетов – книги по истории черкесов.
Читальный зал в черкесском хасэ в Дамаске
Хасэ регулярно осуществляет денежные сборы среди черкесов Сирии. Все финансирование осуществляется только за счет местных адыгов, государство в финансировании практически не участвует.
В центр поступает гуманитарная помощь - продукты питания, одежда. Она складывается в специально оборудованное помещение. Раз в месяц помощь привозят от UNISEF. Черкесы помогают не только своим, но всем, кто обращается к ним за помощью.
Вопрос вопросов, который, как я предвижу, будет волновать многих - хотят ли вернуться черкесы Сирии на Родину? Да, они хотят вернуться, но есть много объективных факторов, которые осложняют процесс возвращения. Одна из главных и первых причин - это отсутствие денег. Из-за войны люди с трудом сводят концы с концами - инфляция, обесценивание местной валюты-лиры, проблемы с работой, отток населения из сельской местности в Дамаск. Цены на жилье упали, да и мало кто стремится покупать жилье в такое неспокойное время. Много студентов, которые учились за границей, возвращаются в Сирию – нечем платить за учебу.
Как бы ни утверждали злопыхатели, что черкесы Сирии вспомнили родину только тогда, когда случилась война, это неправда. Все, что происходит на родине, все беды и радости не оставляют их равнодушными. Они сопереживают и радуются, иногда даже по-детски.
С Аскером на фото - отставной генерал ВВС Сирии, учился в Одессе.
Черкесы и сегодня сохраняют определенную дистанцию по отношению к местному населению, практически нет межнациональных браков, хотя отношения теплые и доброжелательные. Этноним черкес здесь распространяется не только на черкесов, но и на карачаевцев и балкарцев, многие из которых владеют черкесским языком. Черкесская община Дамаска поддерживает коммуникацию за счет практически ежедневных семейных визитов. Я гостил в одной из семей, и каждый вечер сюда приезжали семьи, чтобы познакомиться со мной и узнать о новостях на родине. У меня было ощущение, что мне как гостю оказывается такой прием, о котором я читал в книгах по адыгской истории – настолько все было продумано, настолько ко мне были внимательны и предупредительны.
Черкесы Сирии тепло относятся к черкесам России, если бы я сам не видел это радушие, наверное, не поверил, что это возможно. Та воспитанность, которую мы на родине не всегда сохраняем, здесь чувствуется на каждом шагу.
Практически все взрослое население и старшее поколение свободно владеет родным языком, у меня не было никаких проблем с общением. Здесь распространены три диалекта – кабардинский, абадзехский и бжедугский.
Черкесы Сирии, как это часто бывает в диаспоре, сохранили некоторые традиции и фольклор, утраченные на родине.
Среди черкесов Сирии немного бизнесменов, как, например, в Турции, здесь практически нет черкесов-рабочих. Большая часть черкесской общины - это крепкий средний класс, государственные служащие - чиновники, врачи, военные, интеллигенция.
Семьи обеспечивают мужчины, а женщины не работают, занимаются домом и воспитанием детей.
Все, кто более-менее интересовался историей черкесов в Сирии, знает, что когда-то черкесы занимали высокие посты в военной элите Сирии. Есть даже такое понятие – «эпоха черкесских генералов».
Действительно, в армии Сирии служило 35 черкесских генерала. Сегодня эта эпоха «золотого века» прошла. Несмотря на привилегированное положение офицерства, престиж этой профессии снизился. Черкесская молодежь стала меньше интересоваться военными специальностями. Это объясняется тем, что усилилась конкуренция в офицерском корпусе и вообще ослаб интерес к военной службе. Молодежь предпочитает уже другие профессии, более интеллектуального формата. Молодежь выбирает новые специальности, становится больше инженеров, технологов, профессионалов в сфере информационных технологий, врачей, фармацевтов.
Образованию своих детей черкесы Сирии уделяют огромное внимание, я бы даже сказал, что это – приоритет. Стараются учить своих детей за границей – в Англии. Франции, Германии, России.
Немалое число сирийских черкесов получило образование в вузах бывшего СССР и стран Восточной Европы. Сам тому свидетель, со многими мы общались даже на русском языке.
Руководство страны пытается удержать черкесов в стране, устраивает для них вечера и какие-то специальные мероприятия. От войны многие стараются уезжать на Родину. Но есть, конечно, те, которые предпочитают найти себя и в странах Европы, в Америке.
Процессы глобализации развиваются стремительно, они вовлекают и нашу республику, КБР, где сегодня и местные адыги устремлены за границу, в этом отношении и черкесская молодежь Сирии не исключение".