Сквер "Лиран": вопросы без ответов
Недавно в интернете появилась информация, что Центр развития рекреационных территорий «НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ» подготовил проект создания сквера «Лиран». Сквер будет создан на территории курорта Головинка Лазаревского района Сочи в рамках большого проекта развития некоторых курортов черноморского побережья. Проект состоит из 11 страниц-иллюстраций, он выложен в интернете и доступен.
Предполагается, что в рамках проекта развития Головинки новый сквер будет структурирован вокруг Тюльпанового дерева. Дерево характеризуется в проекте только как природная достопримечательность. Обратите внимание - не историко-культурная, а только природная.
На картинке все выглядит прекрасно – современный городской парк, отвечающий всем требованиям современного курорта.
В новом сквере появится фонтан, будут разбиты клумбы, проложены дорожки, появится кафе, будут созданы парковки для автобусов с туристами-отдыхающими. Не вполне благовидные палатки для сувениров, загораживающие обзор Тюльпанового дерева, будут вынесены в пределах сквера на специальные обустроенные торговые места, для личных автомобилей, паркующихся стихийно, теперь будет организована специальная парковка вдоль железной дороги; тюльпановое дерево будет огорожено, чтобы туристы не вытаптывали его основание и т.д. и т.п. В общем, уже к следующему сезону здесь будет «город-сад».
А есть ли понимание у авторов проекта, что они вторгаются не просто в необустроенное пространство, которое необходимо систематизировать и сделать удобным и соответствующим прагматике современного города? Они вторгаются в нечто большее – в сакральный ландшафт большого пространства Северо-Западного Кавказа, небольшим фрагментом, пазлом которого является Тюльпановое дерево.
Типология ландшафтов разработана ЮНЕСКО. В этой типологии выделяются следующие ландшафты: промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные, реликтовые и ископаемые. Тема сакральных ландшафтов давно известна специалистам.
Елена Окладникова, автор замечательной монографии «Сакральный ландшафт: теория и эмпирические исследования» пишет: «Сакральный ландшафт – это особая часть культурного ландшафта, сформированная духовным человеческим опытом, т.е. одухотворенное, воображаемое пространство". Будучи и географическим феноменом, этот вид ландшафта «оживлялся» с помощью священнодействий, жертвоприношений, обрядовых и церемониальных действий.
Пространство сакрального ландшафта и утилитарно, и одновременно семантически и символически насыщенно. Важным признаком сакрального ландшафта является сохранение духовной (священной или сакральной) функции территории или объекта на протяжении значительного отрезка времени.
Тюльпановое дерево и культовые практики шапсугов, связанные с ним – это живая, действующая сфера сакрального пространства. Живая, а не погребенная под слоем исторической памяти. Учитывался ли международный архитектурный опыт при реконструкции мест, содержащих подобные объекты?
Что станет с Тюльпановым деревом после реконструкции сквера?
Будут ли с течением времени сознательно и целенаправленно меняться смыслы, заложенные для шапсугов в самом существовании Тюльпанового дерева?
Останется ли для шапсугов возможность совершать здесь культовые практики?
Или же Тюльпановое дерево, как снежная королева на троне, заточенное в красивую ограду, будет преподноситься только как памятник природы?