Мужество в этике черкесов
21 мая черкесы всего мира вспоминали предков, погибших за свободу своей Родины. Кровопролитная война шла почти 100 лет, и вопрос о том, что давало силы народу, у которого не было регулярной армии, столько лет противостоять такому мощному противнику, как Российская империя, будет долго волновать исследователей.
Не в последнюю роль длительность сопротивления обеспечивало мужество черкесских воинов, которому удивлялись и отдавали должное даже их противники. Мужество – одна из устойчивых категорий черкесской этики и то моральное качество, которое воспитывалось в черкесских мальчиках с детства. Это и самостоятельная ценность, и обязанность перед обществом.
Во всех культурах мужество – это черта настоящего мужчины, воина, рыцаря. У черкесов в основе термина "мужество" лежит слово "мужчина", о мужественном человеке говорят лIы, лIыщ - "мужчина".
Знаменитая черкесская поговорка - Е улIын, е улIэн - "Или будь мужчиной, или умри" – производит сильнейшее впечатление и в наши дни. И по своему смыслу, и по своей энергетике.
Сама категория мужества у черкесов сложна, она охватывает не только воинские качества. Храбрость, доблесть также должны быть присущи мужественному человеку, как и почтительность, человечность, щедрость, сдержанность, рассудительность, справедливость.
У черкесов есть целая группа устойчивых выражений, суждений о том, каким следует быть настоящему мужчине.
"Настоящий мужчина не похваляется своими подвигами в гостиных"
- "Настоящий мужчина не изменяет своему слову"
"Настоящий мужчина не жалеет о дареном"
"Кто хулит такого же мужчину, как и он, тот не мужчина"
"Истинный мужчина не учиняет расправу над таким же мужчиной, как он сам"
"Истинный мужчина не обижается".
Черкесы считали, что сердце – это то место в теле человека, где формировалось мужество. О мужественном человеке говорят, что он рожден с мощным сердцем, что в его груди сердце волка.
О человеке, который находится в состоянии отчаяния, растерянности, смятения говорят, что он «потерял сердце». Философ и этнограф Б. Бгажноков приводит такие устойчивые выражения: Гур кIуэдым лъэр щIэкIыркъым - "У потерявшего сердце (присутствие духа) ноги не идут"; Гур кIуэдым шыр жэркъым - "У потерявшего сердце всадника конь спотыкается (не идет)".
Сила духа представлялась качеством врожденным. Либо человек рождается таковым, либо нет.
С идеей природного мужества связан черкесский афоризм "Внутри мужчины - мужчина". Если расшифровать его и перевести на современный язык, то он означает, «что об истинно мужских качествах нужно судить не по внешнему облику, а по внутренним, скрытым от глаз качествам органа мужества – сердца». (Бгажноков)
Конечно, черкесы стремились к идеалу, а именно к гармоничному сочетанию мужской силы и силы духа. Но приоритет оставляли за последней. Это перед боем кажется, что все воины одинаковы, но в схватке не на жизнь, а на смерть каждый из них поступает в соответствии с силой своего духа и сердца.
Черкесы разделяли природную храбрость и храбрость, основанную на понятиях о чести и бесчестии. Последняя могла в разы усилить "врожденное" мужество. Боязнь прослыть трусом, покрыть себя позором всегда мобилизовала волю. Стремясь избежать бесчестья, человек способен проявить необыкновенное мужество.
Тем более, что для черкеса не было большей похвалы, чем отзыв - "обладает мужеством"; "благородный муж"; "герой". Учитывая, как много значило общественное мнение, такой отзыв был очень важен для публичной мужской идентичности.
Конечно, нельзя сводить все к простому честолюбию. Истинными считаются лишь такие формы и проявления мужества, которые остаются под контролем разума, с анализом и адекватной оценкой ситуации.
Формирование у мужчины Мужества в широком смысле этого понятия было важно, чтобы человек ощутил себя достаточно сильным и независимым, хозяином своей судьбы.
Пост написан на основании книги книги Б.Х. Бгажнокова «Адыгская этика». Нальчик, 1999