Карабахцам не нужны красивые проекты, они хотят поставить палатку в родных руинах
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Очищено от мин 780 гектаров земли в Агдамском районе, в районах где проживали армяне мин не было (Губадлы, Лачин, Кялбаджар, Гадрут, Шуша). Но ни одна азербайджанская семья еще не вселилась на освобожденные земли, а начатые на днях автобусные рейсы в Шушу и Агдам организованы с обязательным возвращением людей в Баку в тот же день.
Мир, Пашинян и РФ за возвращение азербайджанцев. Только армяне против
Президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил, что с 2022 года начнется поэтапное возвращение граждан на освобожденные территории в Карабахе. В следующей же фразе он уточнял: «Мне сейчас сложно говорить о конкретных сроках и датах".
Наиболее близкому к завершению масштабному строительству "умного села" на территории разрушенных армянами трех сел Агалы (Зангиланский район) далеко еще до сдачи "под ключ", первым переселенцам. Все установленные сроки сдачи более 200 домов в "умном селе" прошли.
Проживающий в России уроженец Губадлы Элчин Махмудов обвиняет власть в затягивании возвращения карабахцев из-за ненужных людям помпезных проектов, на строительство которых уходит время и деньги. "Нам даже не разрешают посетить наши села. Штраф за незаконное посещение родины - 200 манат. Сколько мы можем заработать, чтобы платить по 200 манат за возможность потрогать родные стены? Вдоль рек Баргушад и Хакари, во всех селах жили оккупанты, построили там себе дома, разрушив наши. Давно можно было отдать эти дома законным жителям этих сел.
Э.Махмудов говорит, что сотни семей - бывших жителей Зангиланского, Губадлинского, Лачинского и других райнов, хотят приезжать в места их проживания до 1992-93 годов, чтобы вскопать огород, заняться садом в своем дворе, а потом временами возвращаться для ухода за растениями и сбора урожая. По мере возможностей, они могли бы сначала построить маленький дом на 2 комнаты, потом еще, и вернуться насовсем.
В январе 2021 года около 600 семей из села Нариманлы Басаркечарского района магала Гёйча (Варденисский район, Армения), ставших беженцами в 1988 году, обратились к И.Алиеву с просьбой позволить им т переехать в освобожденный от оккупации поселок Гадрут. Они хотят собраться вместе, так как разбросаны по всему Азербайджану, и начать новую жизнь в освобожденном Карабахе. Этим людям власть даже не ответила.
Умида Гасанова была ребенком, когда в 1991 году с семьей бежала из Гадрута. В видеоролике, размещенном в Госкомитете по работе с беженцами и вынужденными переселенцами, она рассказывает о поездке в Гадрут. Благодарит И.Алиева за "наше возвращение в Гадрут", но не говорит, когда ей позволят туда вернуться для постоянного проживания.
http://idp.gov.az/az/videos/53
В центре Агдама, рядом с поруганным оккупантами историческом комплексе Имарат и бывшим футбольным стадионом (вместо спортивного комплекса после армян осталось ровное поле) строится импозантный административный комплекс с большим фонтаном. Азербайджанские строители разровняли экскаваторами руины жилых домов, принадлежавших азербайджанцам. В одном из этих домов, на бывшей улице Сулеймана Сани жила семья Мамеда Фархадова. Они надеялись в родовом участке построить сначала дачный домик, потом восстановить дом, в котором жили большой семьей. С появлением проекта "нового Агдама" возвращение прежних жителей в места их проживания стало невозможным. Агдамцы обращаются к "гачгынком". Весной прошлого года Государственный комитет по работе с беженцами и вынужденными переселенцами собрал у них советские документы о владении недвижимостью, и ничего агдамцам не сообщает.
В декабре прошлого года, встречаясь с журналистами для чтения им лекции о "великом возвращении", зампредседателя Фуад Гусейнов много говорил о больших делах, выполненных для беженцев, а единственной произнесенной им датой стало упоминание о "Национальных приоритетах социально-экономического развития Azərbaycan-2030".
Глава аппарата Комитета Насими Нариманов сообщил бывшим беженцам о создании "электронной базы для улучшения процесса реинтеграции и репатриации". Когда свершится "Великое возвращение"? Гусейнов и Нариманов об этом молчат.
Писатель Вахид Газы проживает в Швеции. В декабре он приезжал в Азербайджан, посетил место где был его дом в Агдаме. Он напоминает историю восстановления Сталинграда. "Строительтво разрушенного города началось не со дня выхода из него немецких захватчиков, а после подписания акта о капитуляции Германии. Как можно строить дома для азербайджанцев, когда мира нет, армянские вооруженные отряды размещены в Ханкенди, а регион контролируется российской армией?".
У семьи В.Газы в Агдаме, рядом с центральной мечетью был двухэтажный дом на территории 8 соток. Армяне дом полностью разрушили, азербайджанская власть собственность агдамцев "молча национализировала", - говорит он.
"Я радуюсь, глядя на красивый проект нового Агдама, современного города на 100 тыс. жителей с каналами, озером и трамваями. Но этот красивый город построят при нарушении моих имущественных прав, гарантируемых государством. Точно как во время коммунистического правления. Спрашивал у других агдамцев: давали вы разрешение на строительство объектов на вашем участке? Никто не говорит "да". Не верю в официальное обещание выдать агдамцам, земли которых заняты под проект, участки вдвое больше чем они владели до оккупации...", - делился агдамец Вахид Газы.
фото Илгар Джафаров. 1996 год. Беженка среди родных стен
В одном из последних выступлений президент И.Алиев говорил о необходимости построить на освобожденных землях сеть водопроводов, электрических линий, асфальтовых дорог и провести газофикацию. Чтобы вернувшиеся люди жили в современных, комфортных условиях. Многое в этом направлении уже сделано, работы по строительству инфрасктруктуры, коммунальных объектов продолжаются.
«... максимум за 2 года Карабах будет электрофицирован. Кроме этого, в регионе нет водопроводов. Как в таких условиях там жить людям, заниматься сельским хозяйством? Поэтому все надо правильно спланировать, утвердить проекты градостроительства, в этом направлении сейчас ведется работа. Мы также приглашаем к этим работам иностранных партнеров, так как наших собственных строительных возможностей недостаточно для восстановления региона», - отметил Алиев.
Президент подчеркнул, что с большой вероятностью возвращение азербайджанского населения в Карабах начнется с сел, которые ближе всего находятся к создаваемой инфраструктуре. Например, в Агдаме, Физули и Джабраиле легче проложить водопроводы и наладить энергоснабжение. Шаг за шагом мы будем продолжать эту работу», - сказал Алиев.
Когда я сказал об этом выступлении живущему в другой стране губадлинцу Элчину Махмудову , тот возразил: "мы жили на Родине без водопровода, постоянного электроснабжения и газовых линий. Нас обманывают новыми сроками возвращения, выдвигают масштабные проекты с загодя украденным финансированием. Крупные азербайджанские и иностранные компании наживаются на планах "великого возвращения", а нам не разрешают даже расставить в нашем дворе палатку, чтобы провести в окружении остатков родных стен несколько летних дней...