как научить кавказцев правильно жить у себя дома - ТГ-канал Alixandzinad (Осетия)
1. как научить кавказцев правильно жить у себя дома - ТГ-канал Alixandzinad (Осетия):
2. Набирает обороты очередной скандал между... - ТГ-канал "Адыгэ Хэку - черкесский канал. Circassian news.":
3. вопрос руководству Дагестана - ТГ-канал "Спросите у Расула" (Дагестан):
4. при всем внешнем спокойствии в Дагестане - ТГ-канал @chernovik.net (Дагестан):
5. Были времена ,когда сажали деревья - ТГ-канал Bar[ӕ]g (Осетия):
6. Искусство - ТГ-канал "Хæтаги таурæгъ" (Осетия):
7. Недавняя поездка Номинала Гаглоева в Грозный - ТГ-канал "БОНВ[Ӕ]РНОН" (Осетия):
8. И всё-таки дагестанцы - гордые... - ТГ-канал RONlN (Дагестан):
9. ХАДЗАРЫ — ЭТО ВООБЩЕ WHO? - ТГ-канал "куыд у, лæппу?" (Осетия):
10. Почему аланы это "наши" массагеты и причем тут даргинцы - ТГ-канал Lezgi Fikir (Дагестан):
#æxsænad Как сказал классик, единственный вопрос в котором все политические силы России - левые, правые, власть, оппозиция, патриоты, иноагенты и либералы - достигают абсолютного единства, заключается в том как научить кавказцев правильно жить у себя дома. В импозантной истории с рекомендациями Минтуризма КБР меня больше всего заинтересовала реакция и комментарии [Telegram не дает возможности приклеплять фото к длинным текстам, поэтому добавлю следом пример некоторых из них]. Тема того, почему робкие рекомендации государственного органа вызывают столь отчаянный бомбеж, осталась не раскрыта. В законодательстве и так закреплен ряд положений регулирующих культурно-иррациональные моменты и это ни у кого не вызывает протеста: запрещен мат в общественных местах, справлять нужду, употреблять спиртное, курить внутри и возле каких-то учреждений; есть места куда запрещено входить в спортивной одежде, например в здание АМС у меня в городе. Хотя кому какое до этого дело, что хочу то и делаю, никому не мешаю. В данном случае же ничего даже не запретили, просто попросили и достаточно дипломатично. Мне тем более это непонятно, потому что я совершенно спокойно отношусь к чьим-то культурным заскокам. Например, я не буду требовать говяжую отбивную в Индии, ведь можно обойтись бараниной или индейкой. Я не стал бы разделывать барана во дворе дома, если бы жил в Митино, понимая что это может смутить соседей. Я нормально отношусь к тому, что россиянам не нравится когда стреляют на свадьбах. Мне кажется это нормально у меня дома, но вне дома я бы от этого воздержался, в особенности если вежливо попросят. Тогда почему так бомбит у других от вежливой просьбы соблюдать элементарный дресс-код? За эти дни услышал, прочитал и обсудил разное, поэтому делюсь собранными мнениями: 🍏Политические причины. Высказано предположение, что бомбеж у комментаторов связан со сложной историей политических взаимоотношений с кавказскими республиками и скрытой тревогой по поводу целостности государственных границ. Логика негодующих якобы такая: сперва они памятки гостям республики вручают, потом потребуют федеральный договор, а потом...парам-парам-пам фиииу! Мне это предположение кажется не убедительным, но мнение такое было услышано. 🥒Культурные. Вежливая просьба соблюдать дресс-код это несколько больше чем просто вежливая просьба. В ней содержится элемент культурной иерархии, на которую деликатно намекают гостю республики. И хотя Минтуризма КБР сделало все, чтобы этого избежать, но невысказанная мысль "вы приезжаете республику, где люди имеют представления о культуре и будьте добры вести себя прилично" конечно присутствует даже в этом гостеприимном документе. От нее никуда не деться в силу самой диспозиции, как вежливо не формулируй. 🍅 Политико-культурная, гибридная. Во всех своих доминионах британцы были людьми со своей white man's burden. Не только политическое или даже не столько политическое, но культурное доминирование породило это самосознание хозяина несущего свет покоренным народам. Речь сейчас не о том, насколько это положение справедливо, просто отмечаем исторический факт. Иное дело, тут. Обладая полным суверенитетом, политической властью и даже заркепленным в конституции статусом, на лично-бытовом уровне россиянин не чувствует доминирования среди некоторых народов, вошедших в состав страны исключительно путем добровольного присоединения. В частности среди кавказцев. И каждое напоминание об этом странном положении, когда тебе носителю государствообразующего языка и культуры, пополняющему дотационные бюджеты, не просто напоминают, что ты в гостях, но и пытаются научить хорошим манерам, вызывает бамбалейлу. Вот такой бриф по мотивам прошедшей недели. Ræstmæ ut. Набирает обороты очередной скандал между KAFFED (Ассоциация кавказских хасэ Турции) и Россией. 23 июля в аэропорту Ставрополя был задержан функционер KAFFED, бизнесмен Туран Акин (Хагур) (на фото), направлявшийся в Адыгею. Переговоры между дипломатическими службами двух стран пока ник чему не привели. Черкеса готовят к депортации обратно в Турцию с запретом въезда в Российскую Федерацию до 2031 года. Рассчитываем, что министр энергетики РФ Сергей Цивилев завтра задаст вопрос руководству Дагестана, насколько правильно было так сильно увеличивать нормативы потребления электроэнергии. Эту хорошую новость дагестанцам рассказали только сегодня хотя решение принято в конце мая. Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 30.05.2024 № 11-Пр-121 внесены изменения в приложение № 57 к приказу от 09.08.2012 № 149 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территориях муниципальных образований Республики Дагестан». Данным приказом предусмотрено 5 категорий жилых помещений в зависимости от наличия стационарных электроплит, электроотопителей и электронагревателей горячего водоснабжения. «Изменения нужны чтобы мотивировать людей установить приборы учеты электроэнергии для повышения прозрачности потребления и точности расчетов». Так пытаются официальные власти объяснить почему это сделано. Но мы не уверены, что легко найти в Дагестане дом или квартиру , где нет электросчетчика. Другое дело, что большинство жителей республики, и не только нашей, часто не сразу фиксируют показатели счетчика, из-за чего расчет идет по нормативу. Иногда на это влияют объективные факторы - финансовые сложности или отъезд. Хорошая возможность собрать еще больше денег с дагестанцев. Лучше бы «Россети» также креативно и в координации с республикой принимали меры по исправлению проблем в энергетике. Для примера, как выросли нормативы: на одного человека с одной комнатой в квартире/доме при наличии газовой плиты рост с 81 до 111 кВт.ч; на одного человека с одной комнатой в квартире (жилом доме) при наличии стационарной электрической плиты (освещение, электрические бытовые приборы и приготовление пищи) – рост со 131 до 161 кВт.ч. Напоминаем, что если не подавать показания, первые три месяца оплату будут начислять по средним значениям за последние полгода. ...Но при всем внешнем спокойствии в Дагестане все же чувствуется напряженность, которая в любой момент может снова вырваться. С одной стороны, дагестанцам очень нравятся инвестиции, бюджетные вливания в развитие республики. Радует и растущий турпоток, вовлекающий в бизнес дагестанцев. Но при этом даже тех, у кого жена не носит никаб, раздражает, что «по указке откуда-то из центра» его пытаются запретить. Несогласие с властью, политическая риторика здесь зачастую имеют именно религиозный оттенок. Общество здесь до сих пор никак не может определиться со своим отношением к окружающей действительности. Вспоминают Кавказскую войну — ту самую, в XIX веке, с царской Россией . Как будто напоминая о ней, на трассах, чередуясь с местными гаишниками, с которыми договариваются, как в 1990-х, стоят «русские посты» командированных полицейских. Горное село Гуниб — одно из самых красивых и популярных у гостей республики. Из подъехавшего к нему микроавтобуса выходит турист, оглядывается и, обращаясь к спутникам, поясняет: «Это историческое место, где закончилась Кавказская война. Именно здесь сдался имам Шамиль». И слышит от кого-то из случайно проходящих местных: «Шамиль не сдавался!»... @chernovik https://t.me/novoedelo/27020 Были времена ,когда сажали деревья, создавали дендрарии ,парки,водные станции ,скверы.А сейчас наоборот, всё вырубается и застраивается .По городу столько вырубленных деревьев, особенно перед торговыми точками и никто не спрашивает, куда делись деревья и почему на их месте не посадили новые,если эти нужно было срубить в целях безопасности. Азӕй азмӕ горӕты бӕлӕстӕ къаддӕр кӕнынц Искусство. Литературу и искусство Коста считал явлением общественным, неразрывно связанным с коренными интересами и насущными потребностями народных масс. Подобно всем передовым мыслителям и писателям, Коста вел последовательную и непримиримую борьбу против вырожденческих направлений в литературе и искусстве, против декадентства, частью которого является ныне мейнстримная теория «искусства для искусства». Коммунисты конечно осквернили понятие "соц.реализм", теперь с ним ассоциируется картонное искусство на заказ, идеологически ангажированное. Гос.заказ. Но разве не то же самое происходит с художеством, музыкой и кинематографом, которые пропагандируют откровенный разврат/животничество или отрабатывают т.н."повесточку"? Антинародная идея "искусства для искусства" или "чистого искусства" появилась в 19 веке, среди вырожденцев, способствующих упадку традиционной европейской культуры. Теория «чистого искусства», получила в 19 в. распространение и в России. Против нее со всей решительностью выступил Белинский, который писал, что пора перестать говорить «о каком-то чистом и абстрактном искусстве, которого никогда и нигде не бывало». Отвергнув вырожденческое понятие об искусстве, как об особой, замкнутой в себе сфере, Белинский писал: «Отнимать у искусства право служить общественным интересам — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит — лишать его самой живой силы, т. е. мысли, делать его предметом какого-то сибаритского наслаждения, игрушкою праздных ленивцев. Это значит даже убивать его...» Декаденты провозгласили, отрыв формы от содержания и, сделав, по словам Л. Толстого, не только туманность, загадочность, темноту и недоступность, но и неточность, неопределенность принципом своего «искусства», они по существу разрушили традиционную художественную форму, не говоря уж о содержании. Это торжество декадентской арфы Сырдона на пробуждающей жизнь музыкой Ацамаза. Свои мысли о искусстве Коста выразил в стихотворении «Музе»: Муза! Забудем мы эти аккорды, где каждый звук лишь кичится красой, Как надушенный, напыщенно-гордый Франт пред оборванной, грязной толпой. Полно! На что нам такие напевы, Где хор волшебных, несбыточных грез Сладко щекочет мечтательность девы, Чуждой борьбы и беспомощных слез?.. Лучше пропой ты мне песню такую, Чтобы она прозвучала в сердцах И разбудила бы совесть людскую В их повседневных житейских делах. P.s. Декадентов Коста называл не иначе, как «бессодержательными». Именно творчество французских декадентов имел в виду Коста, когда писал, что он не признает французское искусство. Недавняя поездка Номинала Гаглоева в Грозный на Кавказский инвестиционный форум 2025, где он пытался убедить премьер-министра Михаила Мишустина в том, что туризм в Южная Осетия развивается семимильными шагами, вызывало уже тогда серьезные сомнения. Мишустин, судя по всему, не был впечатлён оптимистичными заявлениями номинала Гаглоева, а его ехидная улыбка намекала на недоверие к словам номинала и его стратегии, которая, как видно, не подкрепляется реальными результатами. На следующей неделе, во время брифинга в Цхинвале, заместитель министра экономического развития Альберт Техов заявил, что на КИФ-2024 были достигнуты некоторые договоренности с туристическими операторами, заинтересованными в потенциале республики. Он выразил надежду, что после презентации Агентство последуют конкретные шаги в развитии туризма. Сегодня, в ходе отчета за 2023 год в парламенте республики, уже министр экономического развития Сармат Котаев вновь акцентировал внимание на необходимости создания агентства по туризму в Южной Осетии, которое будет сформировано лишь при наличии финансовых возможностей. То есть "денег не но вы держитесь" Агентства не будет, номинал Гаглоев играл опять театр Таким образом, потенциальный лжец номинал Гаглоев, вводит в заблуждение не только народ, но и своих стратегических партнеров. В условиях, когда Москва задумывается о своем будущем на Южном Кавказе, возникает вопрос: нужны ли России лживые партнеры, которые не могут предложить реальных решений и перспектив? И всё-таки дагестанцы - гордые и высокопорядочные люди. Даже главу своей республики мы с помощью нейросетей сгенерировали на видео всего лишь матерящимся на совещании. А вот генпрокурора в Москве, помнится, без всяких условностей сразу с девками в бане изобразили. В общем, бескультурье одно в этих столицах... ХАДЗАРЫ — ЭТО ВООБЩЕ WHO? (по мотивам статьи С.А. Штыркова) Хадзары — особые ритуальные «дома». Здесь проходят национальные праздники, поминки, иногда свадьбы. Они появились в семидесятых и с тех пор — неотъемлемая часть осетинского города. В посте рассказываем, откуда они вообще взялись и зачем нужны сегодня. Что такое хадзар? Обычно хадзар (или простым языком «сарай») — это узкое продолговатое здание, расположенное во дворе жилого дома. Человеку, далекому от Осетии, оно может показаться хозяйственной пристройкой. С осетинского хадзар дословно переводится как «дом», но в русском языке чаще употребляется в исходном виде. Как правило, постройка вмещает до 200 человек. Основная функция хадзара — место для коллективных трапез, чаще всего поминальных. Большинство владикавказцев здесь те, кто организует мероприятия или их посещает. Интересно, что роль человека на свадьбе, празднике или похоронах зависит от его возраста — молодежь обычно помогает людям старшего возраста. Например, накрыть на столы или помыть всеми любимые многострадальные котлы. Вокруг последних ходит куча шуток и мемов. Не зря говорят, что оттирая котлы, осетин из мальчика превращается в мужчину 😁 А откуда пошли хадзары? Хадзар — дите урбанизации. С.А. Штырков в своей монографии пишет, что до 1970-х хадзаров в том виде, в каком мы их видим сегодня, не существовало. В конце ХХ века во Владикавказ (в то время Орджоникидзе) стали активно переезжать люди из сел. По нормам осетинской ментальности общественная жизнь носит коллективный характер — люди вместе организовывают свадьбы, похороны, поминки и другие мероприятия. С переходом жизни в город собирать сотни гостей в квартирах стало невозможно. Действие переместилось во двор, а существование плохой погоды сделало постройку крытого помещения логичным. Так и появились ритуальные дома, которые есть в большинстве дворов. Согласно легенде, начало хадзарам положил Билар Кабалоев — первый секретарь осетинского обкома (aka глава республики) с 1961 по 1982. Как-то в районе Танка (официальное название — площадь Победы) были похороны в доме, где жили представители правительства. Среди присутствующих был и сам Кабалоев. Говорят, что прикинув место для первого дворого «дома», он негласно разрешил строить хадзары. Раньше этого боялись — если верить одному из полевых интервью, люди не хотели стычек с городскими властями. Если строить «влевую», здание могли и снести. Хадзары вообще явление неофициальное. Городские власти их как бы «не видят», а на городских планах они отсутствуют. Мужики из хадзара и прессинг Особую романтику в феномен хадзаров привносят его неформальные обитатели. Чаще всего это члены «дворого актива» — мужчины от 40 до 60 лет. Они проводят в хадзаре большинство «невыходных», непраздничных вечеров, когда в сарае нет мероприятий. «Мужики из хадзара» коротают время за игрой в карты и домино, за стаканчиком кофе или пива обсуждают все — от государственной политики до цен на бензин и будущего нации. Часто хадзар — место концентрации всего самого «осетинского». Например, здесь могут одновременно висеть изображение дзуара Уастырджи, календарик вообще со всеми осетинскими «святыми» и портрет Сталина. Как пишет Штырков, за беседами в хадзаре часто «традиционализируют традиционное» — собирают и утрируют особенности этнической культуры, превращая их в повод для безусловной гордости. В определенные периоды истории хадзары подверглись настоящей опале. После подавления уличных волнений в 1981 году первым секретарем обкома назначили этнического русского Владимира Одинцова. По рассказам владикавказцев, политик хотел снести все хадзары «как рассадник осетинского национализма». Но они устояли. И успешно сохранились до 20-х годов ХХI века, так и не потеряв своего назначения. По сей день в «сараях» проходят мероприятия — радостные и не очень. Почему аланы это "наши" массагеты и причем тут даргинцы О происхождении позднеантичных алан от массагетов Восточного Кавказа и Дона мы знаем из римских источников. Римский историк и дипломат Аммиан Марцелин приводит слова римского императора Юлиана (4-й век) «Не стану говорить о Лукулле или Помпее, который, пройдя через земли албанов и массагетов, которых мы называем теперь аланами разбил и это племя». Иными словами, по мнению Юлиана Отступника, чьи слова цитирует Аммиан, в начале I века до н. э. массагеты находились на Прикаспийских территориях Кавказа, а далее не видит разницы между аланами и массагетами. Сам Аммиан, описывая гуннов, сообщает, что они дошли до земли «аланов, древних массагетов» (лат. Halanos veteres Massagetas). Византийский историк Прокопий Кесарийский (6-й век) также считал алан народом произошедшим от массагетов. Ранее мы упомянули лексические связи лезгинского и осетинского языков. Но есть эти связи и у других дагестанских народов. Так, у даргинцев есть заимствованное слово, общее с осетинами "цепь" — осет. рæхыс & рæхис: дарг. рахаж, кайт. рагьаз. Проникнуть это слово могло в даргинский и другие дагестанские языки именно от массагетов, с которым даргинские общества граничили на прикаспийской равнине. Но есть в даргинских языках/наречиях форма множественного числа, которая выделяется из общедагестанского фонда, зато ВНЕЗАПНО сближает даргинцев с алано-скифскими языками. Это окончание -ти (дарганти — даргинцы, майдамти — люди, и многие другие примеры использования). Заметим, это не единственная форма множественного числа в даргинских языках, но все остальные укладываются в общую логику дагестанских языков, кроме этого окончания. Зато даргинское окончание -ти идентично восточноиранским языкам: в осетинском языке это -тæ (ирæттæ), в ягнобском -т (ягънобит), и в мертвом согдийском языке -ти, -та, -тя. На фото: портрет массагетской царицы Томирис, которая окунает голову Кира Великого в сосуд с вином. #тарих #Дагъустан #соседи #чIал
1. как научить кавказцев правильно жить у себя дома - ТГ-канал Alixandzinad (Осетия).
2. Набирает обороты очередной скандал между... - ТГ-канал "Адыгэ Хэку - черкесский канал. Circassian news.".
3. вопрос руководству Дагестана - ТГ-канал "Спросите у Расула" (Дагестан).
4. при всем внешнем спокойствии в Дагестане - ТГ-канал @chernovik.net (Дагестан).
5. Были времена ,когда сажали деревья - ТГ-канал Bar[ӕ]g (Осетия).
6. Искусство - ТГ-канал "Хæтаги таурæгъ" (Осетия).
7. Недавняя поездка Номинала Гаглоева в Грозный - ТГ-канал "БОНВ[Ӕ]РНОН" (Осетия).
8. И всё-таки дагестанцы - гордые... - ТГ-канал RONlN (Дагестан).
9. ХАДЗАРЫ — ЭТО ВООБЩЕ WHO? - ТГ-канал "куыд у, лæппу?" (Осетия).
10. Почему аланы это "наши" массагеты и причем тут даргинцы - ТГ-канал Lezgi Fikir (Дагестан).