Виновный за гражданскую активность
Благородство общественной деятельности к сожалению всегда сопровождается сложностями, чинимыми обличенными властью людьми, незаинтересованными в развитии нашего общества. Если благотворительная деятельность меньше создает угрозу стать целью нерадивых и коррумпированных чиновников, то защита прав человека и объективная журналистика, в наше время и в нашей стране, постоянно находится «под прицелом» и является прямой угрозой собственной безопасности и спокойствию на долгие годы. Наступление как полагается идет широким фронтом, начиная от властных полномочий, в том числе и силовых структур, до разного рода грязных информационных кампаний и дискредитации. И события последних дней, являются ярким тому примером.
С далеких времен, кодекс отношений в вайнахском обществе, обязывал проявлять взаимоуважении друг к другу, во всех жизненных ситуациях. Особняком стоят отношения связанные со смертью и похоронами погибших. Еще с давних времен, если в селе кто-то умирал, то до окончания всех траурных мероприятий, не проводились ни какие торжества и срок этот мог затянуться. Если на одной с вами улице, или на соседней от вас, проходили похороны, то на протяжении недели, в домах не включалась ни музыка, ни телевизор. Это было одним из проявлений уважения к погибшему односельчанину и его родным. Я уже не говорю и о том, что каждый живущий поблизости, в том числе и на соседних улицах от дома умершего, считал своим долгом прийти в его дом чтобы выразить соболезнования и слова поддержки родным. Так было раньше, так и остается сейчас, хотя и бывают исключения.
Исключением из этих правил, стал недавний случай на похоронах в Насыр-Корте, когда родные умершего пришли просить руководство Амфитеатра, отключить музыку до окончания погребальной молитвы и получили отказ, с предложением каждому заниматься своим делом. Случай конечно же безобразный и он вызвал возмущение жителей республики и участников траурной церемонии, которые рядом с кладбищем, расположенным недалеко от дома умершего, записали видео обращение, с осуждением произошедшего. Этот случай мог бы забыться, но в воскресенье, 30 июля, одного из выступавших на том видео, общественного деятеля и благотворителя Хасана Эсмурзиева, задержали сотрудники ингушского ЦПЭ. Со слов жены Хасана, у него странным образом «нашли» пистолет и гранату, ну и «по дружески» сказали, что зря он записал на похоронах своего односельчанина этот видео ролик. Кстати днем раньше, как ни странно, тоже совершенно случайно, с таким же набором, граната и пистолет, в Назрани был задержан еще один местный житель, Магомед Оздоев.
Преследование и давление на общественных деятелей, правозащитников и журналистов, для республики дело обычное, сколько было таких случаев, даже и не пересчитать. Любой житель, с активной гражданской позицией, открыто критикующий нарушение закона и произвол чиновников и силовиков, рискует испытать на себе и уголовное преследование, и кампании по дискредитации в подконтрольных власти СМИ, с участием заточенных под клевету троллей, и давление на него самого и его родственников. Долгие годы «противостояния» отдельных чинуш с гражданскими активистами и оппонентами, показали все возможности обличенных властью, а так же упорное нежелание гражданского общества молчать, когда рядом творится несправедливость.
За последние годы мне пришлось пережить многое, от потоков лжи и грязи, до уголовного преследования и угроз физической расправы, а так же ежедневные хакерские атаки, но это не изменило моих взглядов, а только укрепило желание продолжать помогать людям, тем более что нуждающихся к сожалению, очень много. Сотрудники пограничной службы, вынужденные останавливать меня в моих поездках когда я еду по роду своей деятельности, в гости к друзьям или в отпуск с семьей, извиняются за предоставленные неудобства и говорят о чинимых из моего региона мне препятствиях. И среди сотрудников других силовых структур всегда находятся порядочные люди, искренне проявляющие сочувствие и сожалеющие о происходящем произволе. Безусловно, подтверждением тому и арест уже бывшего начальника ингушского ЦПЭ Тимура Хамхоева, за преступления, совершенные в отношения простых людей. К их сожалению, у региональных чиновников, отсутствует понимание неизбежности наказания. Забывают они о Сахалинском, Кировском и Челябинском губернаторах, главах Коми, Удмуртии и Марий Эл, о «всесильном мэре» Саиде Амирове, Генерале Александре Реймере и полковнике Захарченко, сенаторах Самойлове, Сабадаше, Изместьеве.
Чем больше я занимаюсь журналистской и правозащитной деятельностью, тем больше я замечаю тонкости политики власти по отношению к гражданскому обществу. В качестве примера такой политики, хочу привести последний случай. Несколько лет назад, в Карачаево-Черкессии, при поддержки аппарата Полпредства Президента России в СКФО, был создан Форум, «Архыз XXI». Презентовали его как площадку диалога власти и гражданского общества. Принять в нем участие я и мой младший брат Руслан, общественный и политический деятель, получили приглашение в 2015 году, а затем и 2016 году. Пригласили нас организаторы Форума и в этом году. Чуть позже прислали образец заявки и на автомобиль, чтобы выписать на него специальный пропуск, что мы и сделали. За сутки до Форума, связался со мной волонтер оргкомитета и извиняясь сообщил, что Администрация руководства Карачаево-Черкессии, вычеркнуло нас из числа приглашенных. Но несмотря на это, организаторы оказались порядочными людьми, в отличии от властей, они пообещали разместить нас вне площадки Форума и провести на все мероприятия. Конечно же я отказался от такой «самодеятельности». А с таким подходом, не диалог, а сплошной популизм. За годы своей общественной и правозащитной деятельности, я побывал на сотне форумов и конференций и главным для себя считаю не простые формальности, а реальный диалог и дискуссию между гражданским обществом и властью.
Все произошедшее показывает, что региональные власти стали согласовано «отсеивать» неудобных друг другу представителей гражданского общества, в угоду тому или иному руководителю региона. Опять-таки, ярким примером этого, является встреча Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека в Республике Ингушетия в июне 2016 года. Тогда, глава республики Юнус-Бек Евкуров заявил Игорю Каляпину, что не позволит ему с территории Ингушетии, критиковать деятельность властей соседних республик. Как мол так, что он скажет Рамзану, что у нас здесь Конституция и демократия что ли. Это и является одним из подтверждений того, что глава республики, использует административный ресурс и государственные структуры, для реализации своих частных обещаний своим коллегам, вопреки законам нашего государства. Точно такое же, как и во многих других регионах, уже произошло и с нашей Общественной наблюдательной комиссией, все неугодные, но самые опытные и принципиальные правозащитники, не вошли в ее новый состав.
Во всех выше описанных случаях, лично меня главным образом возмущает даже не отсутствие реального диалога гражданского общества и власти, что безусловно важно для развития наших регионов и страны в целом, а то, какие силы власти в регионах направляют на борьбу с оппонентами, сколько времени государственные структуры и чиновники разных уровней, вместо выполнения своих должностных обязанностей, тратят на борьбу с оппозицией, независимыми СМИ и правозащитными организациями, в угоду своим меркантильным интересам. Уверен, именно по этим причинам, мы самая маленькая республика в стране, с самым большим уровнем безработицы, с огромным количеством похищенных людей, с неразвитой экономикой и многими другими проблемами.