Татартупский минарет в Осетии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
никогда тут не рассказывал историю Татартупского минарета, башню древней соборной мечети. минарет простоял на территории Северной Осетии до 1981 года, когда ее решили реставрировать, но в самом начале работ башня рухнула...
эту историю знаю в Осетии все, и часто сокрушаются, ругая тех самых горе-реставраторов. но вот недавно кто-то высказал здравую мысль - да просто постройте копию этого сооружения, разве это так трудно с современными технологиями? не самая сложная задача, действительно, при желании вполне возможно. и будет восстановлена память и даже, как сейчас принято говорить, историческая справедливость.
башню действительно жаль, ведь она стояла на месте средневекового города, которое принято называть «Верхнеджулатским городищем». с ХХ века это было поселениt алан, которое находилось на стратегически важном месте, по дороге к Дарьяльскому ущелью, то есть, на Южный Кавказ. по этой дороге и ехал Пушкин, когда увидел минарет и написал:
«Первое замечательное место есть крепость Минарет. Приближаясь к ней, наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, обросшими липой и чинаром. Это могилы нескольких тысяч умерших чумою. Пестрели цветы, порожденные зараженным пеплом. Справа сиял снежный Кавказ; впереди возвышалась огромная, лесистая гора; за нею находилась крепость; кругом её видны следы разоренного аула, называвшегося Татартупом и бывшего некогда главным в Большой Кабарде. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница ещё не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы»
место, обладающее невероятной археологической, исторической ценностью, и место, которое до сих пор считается священным у многих народов - осетин, кабардинцев, балкарцев... и восстановить его было бы благим делом, которое объединило бы очень многих.
рисунок 1840 года