Лиашь (Лиешь)
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В преддверии сочинской Олимпиады предметом острого обсуждения часто становятся проблемы, связанные с "черкесским вопросом". Игры, как планируется, пройдут в местах, связанных с трагическими сюжетами в исторической памяти адыгов (черкесов). В связи с этим против проведения в Сочи игр активно выступает ряд черкесских общественных организаций. В контексте этих выступлений "Кавказский узел" публикует серию энциклопедических справок о местах в окрестностях Сочи, связанных с историей адыгов в Причерноморье. Одно из таких мест - историческая область Лиашь.
Местоположение
Лиашь - небольшая область, которая находилась в устье долины реки Мзымты (территория современного Адлера).
Российский этнограф В.И.Ворошилов утверждает, что на берегу моря, в 400 км к западу от устья Мзымты находился священный дуб, называвшийся «Лиашь-ныхя» (в переводе – «святыня долины Лиешь»). Ф. Ф. Торнау, русский офицер, участник покорения Кавказа, в 1835 г. свидетельствовал о том, что в долине Лиашь проживало общество Аредба (из джигетов), состоявшее из 430 состоятельных семей, которые занималось земледелием и скотоводством. В 1837 г. при высадке русских войск джигеты защищали священное дерево, составив вокруг него оборонительные заграждения 1. Сейчас многие авторы считают, что Лиашь – это туземное название Адлера 2.
Культ деревьев
Историки указывают на то, что черкесы Причерноморья издавна почитали деревья. Они поклонялись дубам, пихтам и т.д. Такой обычай существовал вплоть до середины XIX в.
Этнографы считают, что у каждого рода имелся собственные священный дуб и священные рощи. Культ деревьев существовал у джигетов, населявших Лиашь, а также у абадзинов Сочи. К священным деревьям приходили перед началом любого важного дела. Вокруг дубов водили хороводы, втыкали сабли, совершали другие обряды. Обрядовое действо всегда завершалось богатым пиршеством.
Историки согласны с тем, что распространение ислама и христианства на черкесские племена лишь в малой степени повлияло на языческие обычаи. Русский этнограф Леонтий Яковлевич Люлье утверждал, что черкесы на побережье не имели определенной религиозной системы, но верили в единого создателя мира. Культ деревьев и иные элементы язычества сочетались также с почитанием крестов. Кресты возводились из дуба или бука в священных рощах, на местах бывших языческих капищ. Кресты вешались на наиболее почитаемые деревья в роще. Кресты явно были свидетельством влияния христианства, которое распространялось на черкесские племена очень длительное время ‑ в VII – XII вв. из Абхазии и Грузии. Кресты упоминали многие современники, например, русский этнограф Л.Я.Люлье, или английский путешественник Дж.С.Белл.
В священных рощах могли почитаться как несколько божеств, так и одно. В рощах происходил также обряд жертвоприношения. В жертву приносились как животные - бараны, коровы, так и символические жертвы – элементы одеяния воинов, оружие. В новейшее время на деревья вешают различные тряпки.
Священные рощи считались неприкосновенными: деревья там нельзя было рубить, запрещено было также присваивать какие-либо вещи из священного места.
В пределах нынешнего Большого Сочи имелось значительное количество священных рощ и деревьев. Кроме культового предназначения, рощи имели для племени общественное значение: здесь проходил общий сбор племени по различным поводам 3.
Лиашь в истории русско-черкесской войны (1763-1864 гг.)
Мыс Адлер (Лиашь) рассматривался русскими как один из важнейших стратегических пунктов Черноморского побережья. Лиашь был занят русскими в 1837 г. На этом месте был сооружен форт Св.Духа, часто упоминаемое в Актах Кавказской археографической комиссии. Позднее форт Святого Духа был переименован в Константиновское. Эта крепость считалась одной из самых защищенных, и во время Кавказской войны так и не была захвачена горцами. Сейчас в Адлере на месте бывшего форта в сквере, названном именем Александра Александровича Бестужева-Марлинского, русского писателя, декабриста, участника покорения Кавказа, погибшего здесь в 1837 г. во время боя с горцами, установлен памятник в его честь. 4
Источники:
- Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). Майкоп, 2007.
- Сайт "История Сочи".
- Подробнее см.: Сайт «История Сочи».
- Там же.
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42
-
24 ноября 2024, 06:04
-
24 ноября 2024, 00:13