В ходе спецоперации в Буйнакске 20 августа убито больше предполагаемых боевиков, чем за весь июль в Дагестане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
За четыре дня, с 17 по 20 августа, в Дагестане убиты 16 предполагаемых боевиков, в том числе лидер буйнакской группировки Бамматхан Шейхов, претендовавший на роль амира всего Дагестана. При этом в июле в Дагестане, согласно подсчетам "Кавказского узла", было убито девять предполагаемых боевиков, а в июне на всей территории СКФО - 17. В самом Буйнакске силовики проявляют особую активность уже четвертый месяц, их методы работы нередко заслуживают критику правозащитников и жалобы местных жителей.
Напомним, 20 августа в ходе штурма жилого дома в Буйнакске, по данным силовиков, были убиты 10 боевиков, включая и Бамматхана Шейхова. Чуть ранее в других районах Дагестана были убиты еще шестеро - 17 августа во время перестрелки в лесном массиве близ села Манас были убиты трое предполагаемых боевиков (пока следствие не объявило имена убитых, но среди них может быть руководитель "каспийской банды" Заур Шейхахмедов), еще три человека были убиты в ходе штурма жилого дома в Хасавюрте 18 августа.
"Кавказский Узел" ведет статистику жертв вооруженного конфликта на Северном Кавказе, и, согласно этим данным, Дагестан остается самым неспокойным местом в регионе. В июне в республике было убито 11 предполагаемых боевиков, в июле - девять. При этом в июне на территории всего СКФО потери причастных, по данным силовиков, к вооруженному подполью, составили 17 человек. То есть всего за четыре дня в Дагестане количество убитых предполагаемых участников вооруженного подполья составило более 50 процентов от числа убитых предполагаемых боевиков в июле, и практически стало равным количеству погибших в июне на всем Северном Кавказе.
Бамматхан Шейхов претендовал на роль амира Дагестана
49-летний лидер группировки дагестанского вооруженного подполья, именуемой джамаатом "Сейфулла" ("Меч Аллаха"), Бамматхан Шейхов, убитый, по данным силовиков, во время спецоперации 20 августа в Буйнакске, сдавался в руки властей, успел побывать за решеткой и выйти на свободу, повторно вернулся в лес и даже претендовал на роль лидера всего дагестанского подполья.
Добровольная сдача Шейхова произошла в феврале 2008 года в ходе длительной блокады села Гимры после долгих переговоров, под гарантии бывшего в ту пору главой дагестанского МВД Адильгерея Магомедтагирова. За месяц до этого, во время КТО в Махачкале, был убит сын Шейхова, Гаджимурад.
Министр внутренних дел обещал свободу Шейхову, которого правоохранители считали организатором и заказчиком покушения на Магомедтагирова в феврале 2007 года, в случае, если "на нем нет крови". В ходе суда по делу Шейхова в декабре 2008-го присяжные не нашли доказательств инкриминируемых ему покушений и убийствах сотрудников милиции, но приговором он был отправлен в колонию на три года за хранение оружия и руководство НВФ. "Лев Аллаха" провел в заключении всего один год и вышел по условно-досрочному освобождению. Покинув тюрьму, он снова ушел в лес.
После убийства Адама Гусейнова, лидер буйнакских претендовал на пост амира всего Дагестана, но выбор Доку Умарова пал на гимринца Ибрагима Гаджидадаева. Среди наиболее громких преступлений группы Шейхова времен его второго пришествия силовики называют теракт на полигоне "Дальний" в 2010-м и убийство имама центральной буйнакской мечети в марте 2013-го.
Примечательно, что в ночь после объявления о гибели Шейхова в Буйнакске была обстреляна машина с военнослужащими, в результате этого нападения один офицер, командир мотострелкового взвода скончался на месте от огнестрельных ранений.
В 2013 году в Буйнакске в результате вооруженных нападений и взрывов гибли силовики и мирные жители
Город Буйнакск и Буйнакский район постоянно фигурировали в сводках силовиков, здесь на протяжении последних нескольких лет происходили нападения на представителей правоохранительных органов, предпринимателей, работников кафе и магазинов, занимавшихся нетрадиционными методами лечения людей. Не стал исключением и 2013 год.
Среди жертв вооруженного противостояния оказывались и гражданские. Так, 28 января ночью в Буйнакске была расстреляна местная жительница, работавшая официанткой в кафе. 10 марта в результате нападения неизвестного в Буйнакске был убит народный целитель Магомедрасул Курбанов. Неизвестный пришел домой к нему под видом посетителя и несколько раз выстрелил в него из пистолета, после чего скрылся. Убитый был инвалидом и занимался изготовлением амулетов. 11 апреля на территории бывшей войсковой части Министерства обороны России в Буйнакске были обнаружены трупы двух местных жителей, работавших здесь сторожами. У обоих мужчин на теле были обнаружены огнестрельные ранения. 24 апреля взрывное устройство было найдено рядом с мечетью в Буйнакске. Оно сработало при попытке его разминировать, обошлось без жертв.
Неоднократно в Буйнакске жертвами вооруженных нападений и взрывов становились и силовики. Так, 30 января ночью неустановленные лица обстреляли контрольно-пропускной пункт полиции, расположенный при въезде в город. Тогда обошлось без пострадавших. 12 февраля вечером самодельное взрывное устройство сработало на пути следования автоколонны военнослужащих Минобороны РФ. Жертв и пострадавших не было. 20 марта ночью в Буйнакске неизвестные обстреляли патруль ППС. При этом пострадали четыре человека: двое полицейских и гражданские. Один из гражданских был госпитализирован в тяжелом состоянии, другой – в среднем.
4 апреля утром в Буйнакске произошел взрыв легковой автомашины, находившийся в ней военнослужащий погиб. 12 апреля при взрыве неустановленного взрывного устройства погиб один силовик, еще трое были ранены. 27 апреля в районе села Нижнее Казанище Буйнакского района силовики вступили в бой с членами незаконных вооруженных формирований, однако о пострадавших тогда информации не было. 30 апреля уже в самом Буйнакске произошло столкновение между сотрудниками полиции и несколькими вооруженными неизвестными. Трое полицейских тогда погибли, двое были ранены.
При этом с мая из Буйнакска стали поступать сообщения от местных жителей о проявлении особой активности силовиков.
Некоторые мероприятия силовиков в Буйнакске вызывают критику правозащитников и жалобы местных жителей
6 мая, по словам местных жителей, сотрудники силовых структур в Буйнакске взорвали три частных дома. Один дом был взорван на улице Магомеда Гаджиева, два других - в пригороде Буйнакска. По данным городского управления полиции, в трех частных домах были обнаружены самодельные взрывные устройства большой мощности, которые были обезврежены на месте путем подрыва, так как вывезти их было невозможно. Представители МВД Дагестана тогда заявляли, что все три дома, где были найдены СВУ, частично разрушены, и что обыски проводились в рамках объявленного 6 мая режима контртеррористической операции (КТО).
Хозяева же взорванных домов утверждали, что бомбы им были подброшены силовиками во время обысков. Один взрыв произошел в Буйнакске по улице Магомедгаджиева в дом Асадуллые Церетилова, сын которого Ахмед, предположительно, "находится в лесу", заявил на условиях анонимности один из родственников семьи. Очевидцы говорили, что обыск проходил без ордера и понятых. Перед взрывом дома, расположенного на улице Сергея Лазо, как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" его хозяйка Патимат Умарова, силовики не предоставили ордер на обыск и сразу попросили всех жильцов одеться и выйти на улицу на расстояние не менее восьми метров от дома.
В результате взрыва дом, по словам женщины, был полностью разрушен. При этом перед обыском сотрудники полиции спрашивали, где находится ее сын, 28-летний Заур Умаров, который, по словам Патимат Умаровой, полгода назад уехал в Петербург, и больше от него родные известий не получали. Хозяйка третьего взорванного в Буйнакске дома Зулейха Каранаева, мать погибшего во время спецоперации в Буйнакске 20 августа Хана Каранаева, еще тогда заявила, что обыск и подрыв ее дома произошел по причине того, что Хан, предположительно, "находится в лесу". При этом женщина рассказала, что ее сын уехал на учебу в Египет еще в 2011 году, и связи с ним родители не имели.
Хозяева взорванных домов Каранаевы и Умаровы обращались в прокуратуру Буйнакска с жалобой на действия силовиков и, по их словам, представители надзорного ведомства обещали им провести расследование. Они также заявляли о намерении добиваться компенсации за утраченное имущество при взрывах. При этом главы семейств были арестованы судом по подозрению в хранении взрывчатых веществ.
С середины апреля в Буйнакске появились листовки с угрозами близким боевиков. В листовках, которые, по словам одного из местных жителей, распространялись преимущественно в местах, где собираются салафиты - в мечетях, молельных домах - говорилось, что в городе создан некий джамаат для борьбы с теми, кто борется с исламом. В листовках указывался список боевиков, чьи родственники и близкие будут убиты в первую очередь. В городском отделе полиции тогда заявили, что им ничего неизвестно о листовках.
19 июня представитель ДРОО "Правозащита" по Буйнакскому району Зарема Багаутдинова сообщила, что 23 жителя Буйнакска были доставлены в полицию для сдачи образцов ДНК. По ее словам, среди тех, кого доставили в горотдел, были родители, жены, вдовы бывших и нынешних членов незаконных вооруженных формирований или тех, кого подозревают в пособничестве им, в том числе и жители взорванных 6 мая трех домов.
Примечательно, что сама Зарема Багаутдинова была оштрафована судом за нарушение режима КТО 6 мая в Буйнакске. Ее задержали полицейские, когда Багаутдинова пыталась снять на телефон обыск в доме Каранаевых. А 6 июля Багаутдинова была арестована судом на основании показаний двух задержанных жителей Буйнакска, в домах которых были найдены оружие и гранаты. Ей, как и Шамилю Магомедову и Даньялу Ильясову, было инкриминировано пособничество членам незаконных вооруженных формирований (ст.208 ч.2 УК РФ).
Как заявил тогда источник в следственных органах Дагестана, Ильясов и Магомедов подозревались в пособничестве членам диверсионно-террористической группы "буйнакская" под руководством Бамматхана Шейхова. Багаутдинова высказывала мнение, что ее арест связан с ее правозащитной деятельностью, с этим согласен и член совета правозащитного центра "Мемориал", руководитель программы организации "Горячие точки" Олег Орлов, который в ходе "круглого стола" на тему "Контуры новой политики в Дагестане: первые успехи и опасные тенденции" в Москве 16 июля заявил, что организация "Правозащита" работает на законных основаниях, а настоящей причиной ареста Багаутдиновой является то, что она с мая этого года была единственным поставщиком информации о проводимых силовиками акциях в городе Буйнакске.
Среди последних мероприятий силовиков в Буйнакске – задержание для проверки 7 августа ночью около 20 прихожан салафитской мечети, пришедших на ночную молитву. Все задержанные были отпущены в тот же день без предъявления обвинений, сообщил источник в полиции города.
"Кавказский узел" отслеживает ситуацию в Дагестане и ведет хронику взрывов, обстрелов, спецопераций и похищений.
-
03 ноября 2024, 16:24
-
03 ноября 2024, 14:26
-
03 ноября 2024, 10:38
-
03 ноября 2024, 09:42
-
03 ноября 2024, 07:53
-
03 ноября 2024, 06:02