На процессе по делу о нападении на Нальчик показания дал подсудимый Емкужев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На заседаниях суда по делу о нападении на Нальчик, проходивших 15 и 17 января, показания давал подсудимый Хабас Емкужев, до ареста работавший учителем истории в средней школе №13 в столице Кабардино-Балкарии.
В ходе нападения на Нальчик 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 человека из числа нападавших. На скамье подсудимых - 57 человек. Большинство из них свою вину не признает.
Емкужев рассказал, что до событий 2005 года в Нальчике он собирался поступать в аспирантуру, а темой будущей диссертации хотел выбрать "отношение ислама к рабству". В диссертации он собирался затронуть ситуацию в Чеченской Республике в 90-х годах, "когда там полевыми командирами практиковались похищения людей и обращение их в рабство". "Я хотел в своей диссертации показать, что ислам и рабство – несовместимы", - отметил Емкужев.
Подсудимый рассказал, что в конце октября 2004 года на троллейбусной остановке в Нальчике он случайно встретил Анзора Астемирова (по данным силовых структур, организатор нападения на Нальчик, лидер боевиков Кабардино-Балкарии, убит 24 марта 2010 года в спецоперации в столице Кабардино-Балкарии. - Прим. "Кавказского узла") и подошел к нему. Емкужев, по его словам, поделился своими планами о будущей диссертации, так как слышал, что Астемиров – человек образованный, и хотел услышать от него совет по будущей научной работе.
По словам Емкужева, в ходе разговора Астемиров сказал, что давно не был дома, что ему приходится ночевать в разных местах. Причину не объяснил. Прощаясь, он попросил номер телефона. Хабас Емкужев, не раздумывая, дал ему номер своего телефона, так как Астемиров пользовался у него огромным уважением "как человек много знающий, грамотный".
Астемиров, как рассказал подсудимый, позвонил ему в мае 2005 года. Емкужев не сразу узнал его, но Астемиров напомнил о встрече на троллейбусной остановке.
Подсудимый, по его словам, к этому времени уже знал, что Астемиров находится в федеральном розыске за участие в нападении на управление Госнаркоконтроля в Нальчике в декабре 2004 года, и пожалел, что дал ему свой номер, но уклониться от встречи посчитал для себя неудобным.
Астемиров предложил встретиться, а во время встречи сказал, что ему некуда идти, и попросил найти ему какое-нибудь жилье, рассказал Емкужев. По его словам, он дал Астемирову ключи от комнаты в семейном общежитии на улице Профсоюзная в Нальчике, принадлежавшей его сестре. На тот момент там никто не проживал.
По словам подсудимого, в последующие дни, встречаясь с Астемировым, он видел у него радио, по которому тот слушал милицейскую волну. В ходе встреч Астемиров говорил о притеснениях мусульман, о том, что мечети закрываются. На очередной встрече, которая произошла 9 октября 2005 года, Астемиров сказал Емкужеву, что хочет завезти к нему оружие. И в тот же вечер "привез два мешка с оружием", утверждает подсудимый.
По словам подсудимого, в ночь на 13 октября 2005 года у него в квартире в микрорайоне "Стрелка" собрались Ахмед Хупсергенов, Сарадин Алакаев, Сараби Сеюнов (по данным следствия, участники нападения на Нальчик. - Прим. "Кавказского узла"), некто под кличкой "Хас", в качестве амира группы Астемиров прислал некоего Заура Гучева, известного под мусульманским именем как Нажмудин (был задержан на Украине при попытке вылететь в Турцию, и там в следственном изоляторе покончил жизнь самоубийством, перегрыз вены на руке. - Прим. "Кавказского узла"). Утром Емкужеву сказали, что надо срочно забрать оружие из квартиры на Профсоюзной. По его словам, они забрали оружие. Когда приехали к месту расположения погранотряда, там уже шла стрельба. Они растерялись, бросили машину с оружием.
В этот момент мимо проезжала "Газель". Она остановилась, и им предложили сесть. В "Газели" сидели участники нападения на один из объектов. Среди них был раненый. Водитель довез их до опушки леса в районе поселка Кенже, где они вышли. Водителю велели отвезти раненого в больницу, рассказал Емкужев.
Емкужев, по его словам, вернулся в город с твердым желанием обратиться в правоохранительные органы. Однако он "опасался попасть под горячую руку, решил выждать время, найти адвоката".
29 ноября 2005 года Емкужев был арестован. Подсудимый заявил, что, "чтобы сохранить здоровье и жизнь", ему пришлось оговорить Ахмеда и Хасанби Хупсергеновых, а также Заура Сокмышева (подсудимые по данному делу. - Прим. "Кавказского узла"). Он попросил у них прощения.
"На Нальчикский погранотряд должны были нападать сразу три группы"
В связи с тем, что подсудимый отказался отвечать на вопросы стороны обвинения, прокурором было заявлено ходатайство об оглашении его показаний на предварительном следствии в полном объеме.
В них говорилось о том, что на Нальчикский погранотряд должны были нападать сразу три группы. Одна группа - с центрального входа, вторая - со стороны улицы Гагарина, третья, то есть группа Емкужева, должна была совершить нападение со стороны улицы Кабардинская.
Как следует из оглашенных показаний, в ходе обсуждения плана нападения Нажмудин пояснил, что у членов группы в руках будут рупоры, через которые военнослужащим, находящимся на территории погранотряда, будет предложено сдаться. Двор воинской части предполагалось забросать канистрами с зажигательной смесью и оцепить территорию воинской части. Военнослужащих надо было взять в заложники, но не убивать никого. Емкужев, согласно его показаниям, "успокоился, поверив в то, что акция будет бескровной".
В оглашенных гособвинителем показаниях говорилось также о том, что еще до нападения Астемиров подарил Емкужеву пистолет ПМ и патроны к нему. Он также давал ему листовку с информацией о джихаде и велел показывать ее только "своим и проверенным" людям.
В показаниях также говорилось, что в первых числах октября 2005 года Астемиров встретился с ним и спрашивал, сколько у него "своих", надежных людей.
13 октября 2005 года в половине девятого утра, как следует из показаний, Нажмудин позвонил Хабасу Емкужеву и велел ему ехать со своими людьми к воинской части со стороны улицы Кабардинская. Емкужев позвонил знакомому таксисту (впоследствии таксист был арестован, но потом амнистирован. - Прим. "Кавказского узла"). Погрузив в такси мешки с оружием, они поехали в условленное место. По городу уже слышны были стрельба и взрывы.
Группа вышла из машины. Водителю приказали оставить машину, которая была им нужна для отступления. Перешли во дворы поближе к воинской части. Пограничники уже вели бой с напавшими со стороны центрального входа боевиками, сказано в показаниях.
Группа Емкужева стала обстреливать воинскую часть с тыла. Снаряды и пули попадали в основном по стенам строений внутри воинской части, обнесенной высоким бетонным забором. Сам Нажмудин к месту нападения так и не явился. Побегав вокруг забора воинской части, Емкужев увидел двух боевиков. Один из них был убит, другой ранен. Он спросил у раненого, не видел ли он Нажмудина, тот ответил, что не видел. Группа решила отходить, и в это время рядом с ними остановилась "Газель". В ней находились боевики, которые отступали с другого объекта.
Оставив в переулке такси с частью оружия, которое так и не было использовано, четверо нападавших сели в "Газель". В машине уже были три человека, один из которых был ранен. Впереди рядом с водителем сидел член вооруженной группы. Все были без масок, на руках оранжевые повязки. Из разговоров Емкужев понял, что они нападали на Центр "Т", а "Газель" они захватили и принудили водителя везти их, следует из его показаний.
Машина направилась в сторону поселка Кенже, по дороге она остановилась и находившиеся в ней купили продукты питания. Доехав до лесного массива, они направились в горы. Когда машина уже не могла ехать дальше, попросили водителя остановиться. У водителя спросили имя и адрес и пригрозили, что если он не отвезет раненого в больницу и расскажет сотрудникам милиции, куда он их довез, "ему не поздоровится". "Газель" уехала с раненым. Группа из семи человек направилась вглубь леса, сообщается в показаниях Емкужева.
По словам подсудимого, один из членов группы поинтересовался, у кого из присутствующих имеется боевой опыт, и, выяснив, что его нет ни у кого, предложил себя в качестве амира, так как воевал в Чечне.
В тот же вечер группа, спрятав оружие, вернулась поодиночке в город, чтобы разузнать обстановку. Хабас Емкужев, по его словам, хотел забрать автомашину, на которой они приехали к расположению погранотряда, или хотя бы выкинуть оставшиеся боеприпасы. Однако проникнуть на территорию погранотряда было уже невозможно. Вечером группа вернулась в лес, где обсудила ситуацию и решила разойтись, предварительно спрятав оружие.
29 ноября 2005 года Хабас Емкужев и его группа были арестованы. Подсудимый заявил, что признает свою вину в хранении и ношении оружия.
Напомним, что в настоящее время судом рассматриваются доказательства стороны защиты, показания дают подсудимые.
Процесс по делу о нападении на Нальчик является одним из самых масштабных в России, как по количеству подсудимых, так и по количеству томов обвинения. По мнению местных экспертов, он оказывает влияние на все стороны общественной и политической жизни республики.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
25 ноября 2024, 05:57
-
24 ноября 2024, 23:31
-
24 ноября 2024, 20:01
-
24 ноября 2024, 18:23
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний