Хадж: квоты и коммерция
"Северный Кавказ глазами блогеров" - совместный проект Русской службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел".
Руслан Таркиев из Дагестана пишет о том как хадж становится коммерческим предприятием.
Руслан Таркиев (псевдоним): "Родился в 1970 году в Дагестане. Образование высшее, окончил два вуза. Специальности – экономист и юрист. Работаю заместителем руководителя в одной из коммерческих компаний".
Совершение хаджа входит в число важнейших религиозных обрядов и является одним из пяти основных столпов ислама, обязательных для каждого мусульманина. Но практически каждый год в Дагестане этот процесс проходит со скандалами и взаимными претензиями со стороны паломников с одной стороны и организаторов хаджа с другой.
Главная причина - нехватка выделенных мест для совершения хаджа. Каждый год Королевство Саудовская Аравия определяет квоту для российских мусульман. В 2010 году эта цифра составила 20500 человек. Больше всего мест, как впрочем, и в предыдущие годы, досталось паломникам из Дагестана - восемь тысяч. Кроме этого, еще 2,5 тысячи паломников смогли отправиться в хадж за счет средств, выделенных российским сенатором и миллиардером, уроженцем Дагестана Сулейманом Керимовым.
Но и этой, довольно внушительной квоты дагестанским мусульманам оказалось недостаточно. Если раньше желающие совершить хадж из Дагестана шли на хитрость, используя невостребованные квоты других регионов, то в этом году им этого сделать не удалось.
К примеру, в 2009 году квота для паломников из Дагестана на хадж в Мекку составила шесть тысяч человек. Однако их фактическое число, по данным министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана, значительно превысило квоту и достигло порядка 16 тысяч.
Чтобы не допустить накала ситуации, в этом году к верующим был вынужден обратиться президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Он предложил при распределении квот предпочтение отдавать тем, кто первый раз отправляется в Мекку. Однако его призыв не был услышан большинством верующих. Для многих совершение хаджа превратилось в обычный коммерческий вояж. В отдельные годы дело доходило до того, что паломники возвращались на родину через несколько месяцев, привозя забитые товаром грузовики.
В основном паломники из Дагестана отправляются в хадж наземным транспортом, позволить себе авиаперелет могут только обеспеченные люди. Для тех, кто едет на машине, стоимость хаджа составляет в пределах тысячи долларов, те, кто предпочел самолет, выложат более 3 тысяч долларов. Есть предложения по организации VIP-поездок, с размещением в дорогих гостиницах. Их стоимость доходит до 20 тысяч долларов США.
Бизнес на паломниках в Дагестане монополизирован, и чужим там не место. Который год "горе-туристы" жалуются на отвратительные условия и обслуживание во время хаджа, но ничего не меняется. Дело в том, что оформлением паспортов и размещением паломников в Саудовской Аравии из года в год занимаются 3-4 фирмы, имеющие связи в Духовном управлении мусульман республики.
Если паломники, отправившиеся в святые места на самолете, не испытывают особых проблем, то этого нельзя сказать об остальных. Большинство из едущих наземным транспортом - жители сельских районов, живущие, в основном, за счет сельского хозяйства. Они привыкли экономить каждую копейку, и они придерживаются лозунга советских туристов - "поездка должна себя окупить".
Правда, эти слова применительно к современным условиям следовало бы перефразировать – "из поездки надо извлечь максимальную прибыль". Вот и везут в святые места огромные канистры с медом (кто-то сказал, что он там дорого стоит) и набившие оскомину дагестанские сувениры. Обратно привозят кучу товара для продажи - одежду, ковры, дешевое золото. Поездка в хадж для многих давно стала бизнесом. Как иначе объяснить тот факт, что некоторые едут по несколько десятков раз, тогда как другие не могут собрать денег и на одну поездку?
Автомобили, на которых передвигаются дагестанские паломники - отдельная тема. Чтобы загрузить как можно больше товара, используются КАМАЗы и другие большегрузные машины. В них оборудуют полки для сна, остальное место предназначается для самого святого - товара.
В этом году дагестанские власти пытались воспрепятствовать перевозке людей на неприспособленных автомобилях. Эту инициативу поддержала и Турция, которая заявила, что через страну не будут пропускаться грузовые автомобили, оборудованные под перевозку людей. Но прошедшие огонь и воду паломники нашли оригинальный выход.
Для того чтобы переехать российско-азербайджанскую границу, расположенную на юге Дагестана, откуда лежит путь в Мекку, была придумана следующая схема. На КАМАЗах паломники доезжали до границы и своим ходом преодолевали пограничный контроль. Пустые автомобили переезжали в Азербайджан, где их заполняли хитроумные пилигримы.