Мамин любимчик. Рассказ
Прототипы персонажей живут в одной из республик бывшего СССР.
Катя сидела на стуле и отрешённо смотрела на осунувшееся лицо матери, лежащей в деревянном, обтянутом чёрной материей гробу. Несколько родственников, соседи, пришедшие на панихиду, разошлись по домам, чтобы на другой день прийти снова, уже на похороны. Было за полночь. У изголовья гроба горели две большие свечи, освещая комнату мягким светом и отбрасывая на стены причудливые тени…
Дверь балкона была открыта, с улицы доносились голоса и звуки машин, занавеска плавно двигалась в такт ветру, впуская в комнату потоки тёплого летнего воздуха… Откинувшись на спинку стула, она в мыслях бродила в своём далёком беззаботном детстве…
Катя была в семье младшей. Брат Сергей был старше неё на восемь лет. С детства она привыкла, что мать уделяла брату больше внимания, баловала его, выполняя все его прихоти, вследствие чего Сергей вырос эгоистом. Слово «нельзя» было для него незнакомо, и все его пожелания выполнялись со стороны матери беспрекословно. Отец, бывало, противился этому, но пойти против супруги у него не получалось. Так что «воспитанием» сына была занята мать. Кате, естественно, тоже доставалась материнская ласка, но в сравнении с братом это был мизер. Зато отец в ней души не чаял и нежно называл её Лучиком…
Катя закурила сигарету, глубоко втянув в себя дым. Она вспомнила свой разговор с Сергеем трёхдневной давности.
– Сергей, мама при смерти… Два года ты у неё не показываешься… Может, придёшь?
После продолжительной паузы последовал недовольный ответ брата:
– Не обещаю… Посмотрю…
Катя вышла на балкон. Несмотря на полночь, по улице проезжали автомашины, были видны проходившие под балконом редкие прохожие. Потушив сигарету в пепельнице, она вернулась в комнату и села на стул, напротив лица матери…
Она всегда считала Сергея трусом. Когда надо было проявить мужской характер и твёрдость, Сергей, как правило, резко отходил в сторонку и кричал:
– Что вы от меня хотите?! Это не мои проблемы, оставьте меня в покое!
Может, поэтому его две гражданские жены после года совместной жизни уходили от него…
Во время похорон отца он присутствовал на них как чужой человек, стоя в сторонке…
В последние два года мать резко заболела, нужна была сиделка. Катя позвонила брату, чтобы объяснить ситуацию, однако то, что она услышала в ответ, обескуражило. Ей не хотелось это вспоминать…
В свои 38 лет Катя жила отдельно от матери и готова была продать своё жильё, чтобы расплатиться с сиделкой. Но нашлась добрая, сердобольная женщина, которая согласилась за умеренную плату ухаживать за больной, за что Катя была ей чрезмерно благодарна. Сергей же категорически отказался внести свою лепту…
Закурив очередную сигарету, она невольно вспомнила последний, вчерашний разговор с братом…
– Сергей… мама умерла… – рыдая, произнесла она.
– Когда похороны? – сквозь зубы процедил брат.
– Завтра, в 11 часов…
Светало. Катя обратила внимание, что початая пачка сигарет была пустой… «Интересно, придёт Сергей на похороны?» – невольно подумала она…
К десяти часам утра начали приходить родственники и соседи, пришла и сиделка. Она села рядышком с Катей, обняла её и заплакала, по-женски всхлипывая…
Катя услышала шёпот соседок, которые недоумевали по поводу отсутствия Сергея, и решила позвонить ему. Выйдя на кухню, она набрала номер брата. Сергей на звонок не ответил. После нескольких безуспешных попыток дозвониться до него, она вернулась в комнату…
Стоя у края свежевырытой могилы и слушая заупокойную литию, Катя подняла голову и со слезами на глазах окинула взглядом немногочисленных людей, пришедших проводить её мать в последний путь. Того, кого она искала, не было. Сергей так и не пришёл на похороны своей матери…